В отличие от частного сектора, где уровень зарплат соответствует спросу на определенный уровень квалификации и производительности, в государственном секторе такого механизма нет. В целом уровень зарплат на госслужбе - это балансирование между необходимым количеством нужных специалистов, способных выполнять возложенные на них функции, и финансовыми возможностями государства. В условиях Украины, с ее ограниченными финансовыми ресурсами и экономическими проблемами, сложно создать систему, которая на выходе будет давать привлекательный уровень оплаты для всех госслужащих и не будет обходиться слишком дорого.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Ирина Пионтковская, старший экономист Центра экономической стратегии. По ее мнению, действующая система оплаты труда имеет ряд недостатков, которые так и не удалось полностью устранить в переходный период, с момента вступления в силу Закона "О государственной службе" 1 мая 2016 г. и до конца 2018-го.
"Несмотря на улучшение структуры заработной платы по сравнению с 2015 г., она все еще далека от целевых показателей, определенных стратегией реформы госуправления, которыми предполагалось, что фиксированная часть заработной платы будет составлять не менее 70%. В частности, средняя доля фиксированных (гарантированных) выплат в общем денежном вознаграждении госслужащего выросла с 40% в 2015 г. до почти 60% в 2018-м. Но для руководителей фиксированная доля оплаты все еще составляет только 52–55% в среднем по всем госорганам и лишь на уровне райгосадминистраций превышает 70%", - отмечает эксперт.
Подробнее о необходимости реформирования системы оплаты госслужащих читайте в статье Ирины Пионтковской "Зарплаты чиновников" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".