На АЗС в Украине начала ощущаться нехватка горючего из-за большого спроса на бензин как на топливо для генераторов, а ряд АЗС начал повышать цены на топливо из-за необходимости устанавливать генераторы и системы Starlink на заправках. Однако эксперты расходятся, действительно ли перечисленные факторы влияют на цены в той мере, в какой уже произошло удорожание топлива, пишет delo.ua.
Так, только на прошлой неделе 15 крупнейших сетей АЗС повысили цены на бензин на 1 грн/л. Причем бренды, аффилированные с группой "Приват", повышали цену дважды, в общем прибавив к цене бензина 2 грн/л.
УЧАСТНИК РЫНКА: ЦЕНЫ ВЗРОСЛИ И РАСТУТ ЕЩЕ БОЛЬШЕ
Как считает основатель группы "Прайм" Дмитрий Леушкин, тенденция повышения цен на топливо только в своем начале.
Так, на прошлой неделе ряд операторов АЗС повысили цену на бензин на 1 грн/л. Рост цены связан с отключениями электроэнергии и необходимостью операторов устанавливать на АЗС генераторы. Также блекауты и перебои в работе мобильного интернета привели к проблемам в работе загородных АЗС.
По словам Леушкина, сети АЗС повысили цены на горючее, заложив в цену стоимость использования генераторов и систем Starlink.
Кроме того, сейчас рынок ожидает определенного дефицита горючего в ЕС из-за отказа от российской нефти и необходимости переориентации европейских нефтеперерабатывающих заводов на ресурс из стран Персидского залива.
В перспективе , это может привести к росту цены на бензин еще на 1 грн/л.
К тому же из - за большого спроса на бензин как на горючее для генераторов уже сейчас на некоторых АЗС наблюдается нехватка горючего. По словам Леушкина, недостаток усугубляется из-за невозможности купить горючее большими танкерными нормами.
"Когда страна преодолевала топливный кризис, сформировалось два основных источника поставки горючего: через западную границу автонормами и через порты устья Дуная танкерами. Сейчас купить танкерную норму горючего невозможно, поэтому все начали возить горючее автонормами. Это привело к пробкам на границе. Например румыны уже не выделяют бензовозы в отдельную колонну, и мы должны стоять в очереди как все", - говорит Леушкин.
Кроме того, по словам Леушкина, блекаут на прошлой неделе вызвал серьезные перебои со связью в некоторых областях, что сделало невозможным работу кассовых аппаратов и парализовало работу АЗС.
"Где-то мы полностью останавливали работу, а где-то вывозили кассовые аппараты на 20 км, чтобы поймать интернет. В Винницкой и Полтавской областях вообще не было покрытия, но к концу недели ситуация стабилизировалась", - говорит Леушкин.
При этом спрос на горючее в Украине только растет, в частности из-за активного использования генераторов, подчеркивает Леушкин .
ЭКСПЕРТ: В ЕВРОПЕ ТРЕНД НА СНИЖЕНИЕ ЦЕН, А УКРАИНСКИЕ ОПЕРАТОРЫ ЦЕНЫ ПОВЫШАЮТ
В то же время аналитик профильного издания "НефтеРынок" Александр Сиренко отмечает, что хотя сети повысили стоимость горючего, мотивируя это необходимостью использования генераторов и Starlink, их дополнительные расходы из-за отключения света значительно меньше 1 гривны.
"Не исключено, что в повышение цены включили и стоимость оборудования, однако и эти дополнительные расходы значительно меньше 1 гривны на литре. К тому же за последний месяц мы наблюдаем падение цены на нефть. Цена на Brent сейчас составляет 81 доллар за баррель и продолжает падать. Вместе с ценой на нефть падают котировки на топливо: цены на бензин снизились на 22%, а цена на дизельное топливо – на 13%. То есть в Европе тренд на снижение цен, а украинские операторы цены повышают ", – говорит Сиренко.
Напомним, на мировых рынках даже российская нефть рухнула до $52 за баррель. Хотя это дешевле, чем ценовой потолок, который пытаются установить в Европе на сырую российскую нефть на уровне 65$.