В Украине образовалась модель фискализированной хронически дефицитной экономики, ориентированной на "проедание" потенциальных ресурсов развития. Если в периоды экономического подъема такая модель еще демонстрировала некоторую жизнеспособность, то вследствие глубокого экономического спада сложилась патовая ситуация, пишут Ярослав Жалило (президент Центра антикризисных исследований) и Анатолий Максюта (президент Экономического дискуссионного клуба) в статье "Экономический прагматизм как лекарство от бюджетного фетишизма" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".
По мнению авторов, "мощным генератором противоречий является действующая налоговая система Украины, построенная, согласно идеологии бюджетного фетишизма, на ориентирах максимизации текущих поступлений. Из-за этого она направлена по линии наименьшего сопротивления - с получением поступлений прежде всего от косвенных налогов, которые относительно просты в администрировании, вместе с тем не связаны с эффективностью работы экономики, к тому же создают возможности быстрого дополнительного наполнения бюджета за счет инфляционного и девальвационного "налогов". Следовательно, в определенные периоды правительство может стремиться прибегать к такому способу уменьшения дефицита, а бюджетная политика может вступать в прямое противоречие с задачами макроэкономической стабилизации".
Что касается модели хронически дефицитной экономики, то, если в периоды экономического подъема такая модель еще демонстрировала некоторую жизнеспособность, то вследствие глубокого экономического спада сложилась патовая ситуация. "С одной стороны, государство неспособно к полноценной патерналистской политике, поскольку перегруженная фискальным прессом экономика уже не создает надлежащего фискального ресурса. С другой - оно также ограничено в проведении либерализационной бюджетной стратегии, связанной с сокращением расходов, поскольку большинство из них уже крайне неэластичны. Возможности решения проблемы в рамках устоявшейся парадигмы, базирующейся на бюджетном фетишизме, отсутствуют из-за "западни" противоречивости целей управленческих структур", - считают авторы.
Они пришли к выводу, что "выход из такой "западни" возможен, если отказаться от фетишизации количественных показателей бюджета и рассматривать бюджетную политику как составляющую решения более широкой задачи - построения новой экономической модели, базирующейся на принципах экономического прагматизма, предпринимательской инициативы, консолидированной общественной ответственности. Это предполагает переход от "сметного" отношения к бюджетной системе к акценту на реализации ее регулирующих и стимулирующих функций, что придаст бюджетному процессу свойства проактивной стратегии".
По мнению авторов, для выхода из ситуации необходимо учесть следующие условия:
- Отказаться от убеждения, что налоговая реформа - это непременно снижение налоговых ставок, что практически невозможно в условиях высокого давления бюджетных расходов.
- Не опираться сугубо на государственные средства в бюджетном инвестировании - ограниченность фискальных ресурсов делает такое инвестирование малозначимым, а относительно ряда необходимых проектов - невозможным.
- Прекратить пассивное сжатие расходов на социогуманитарную сферу. Усилить их концентрацию на программах, которые будут содействовать развитию и раскрытию человеческого капитала нации как ключевого конкурентного преимущества современной глобализированной экономики.
- Разорвать порочный круг патерналистских ожиданий регионов. Достичь привлечения в экономический оборот потенциальных ресурсов регионов на основе фискальной децентрализации и усиления связи финансовых ресурсов, доступных громадам, с результативностью местных экономик.
- Противодействовать намерениям страны-агрессора истощить украинскую экономику высокими оборонными расходами.
- Непродуктивным является тренд к блокированию или чрезмерному усложнению потоков бюджетных расходов под поводом предотвращения их разворовывания и подпитки коррупции.
- В "дореволюционном" прошлом остались какие-либо возможности получить доверие общества к государству путем бюджетных вливаний в социальную сферу.
- Какими бы сложными ни были внутренние проблемы, с необходимостью решения которых сталкивается Украина, это не может быть поводом для самоустранения от глобального контекста.
Важным представляется то, что при такой прагматизации подходов появляется возможность формирования совместных решений и точек консолидации интересов представителей различных направлений, уровней и ветвей государственной власти (а шире - и общества), более полного их привлечения к бюджетному процессу, что положительно скажется на возвращении бюджетной политики в число действенных инструментов реализации экономической стратегии государства, резюмируют авторы статьи.