За первые четыре месяца года украинские импортеры организовали стабильные поставки топлива в Украину в объемах 2,3 млн тонн бензина и дизельного топлива по рыночным ценам. Это на 7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, но на 9% больше, чем довоенного 2021-го. Это означает, что новая система поставок горючего из Европы и дальше успешно функционирует, разрушая прежний миф о невозможности жизни без России и Беларуси», – пишут в публикации на ZN.UA «Точка опоры: как работает рынок горючего в 2024 году», директор ОАО "Консалтинговая группа А-95" Сергей Куюн и Наталья Курган, журналист "Консалтинговой группы "А-95".
Новая схема "бензинового коридора" имеет особенности
В то же время новая система поставки топлива имеет и свои особенности, которых раньше не было. Следует напомнить, что, действуя на предупреждение последствий эмбарго против России, импортеры в 2023 году побили все возможные рекорды на поставки. “К ажиотажным поставкам тогда приложило руку и правительство, которое в то время еще не пришло в себя от кризиса весной 2022-го, а потому настоятельно рекомендовало трейдерам создавать запасы. Есть информация и о том, что правительственные чиновники транслировали волнения Европы и США, которые тоже опасались возможных проблем”, – отмечают авторы публикации.
В ожидании разрушения российской бензиновой монополии – рекордные закупки
По оценке экспертов, это в целом было ожидаемой позицией рынка, поскольку распространяемое на рынке топлива в 2021 году на 54% было исключительно российского производства. “В результате и европейцы, и украинцы навезли столько, что распродавали его до лета. Это создало высокую базу сравнения и впечатление уменьшения рынка. На самом деле 2024 год просто более стабильным, в том числе и из-за спокойного прохождения зимы”, – анализируют текущую ситуацию и ретроспективу развития рынка авторы публикации.
Железная дорога заменила автотранспортировку бензина
В то же время у рынка есть определенные риски и сегодня. У большинства из них нет простого и быстрого ответа, хотя впоследствии он стабилизируется. Например, огромным вызовом стало блокирование польской границы с первых числа февраля до конца апреля. Такие непредсказуемые события привели к стремительной потере доли бензина, поставляемого автотранспортом. В процентных показателях потери для поставок из Польши составляют 84%, а для Литвы – 55%. "Потерянные объемы были компенсированы "железнодорожным" ресурсом: импорт бензина по железной дороге увеличился более чем вдвое", - указывают на развитие рынка, эксперты.
Как сообщалось ранее, всплеск ударов украинских беспилотников по нефтеперерабатывающим заводам в глубине России заставил Кремль защищать собственную территорию, в то же время воюя против своего соседа. Но эти атаки также привели к немыслимому – в России начал заканчиваться запас бензина для собственных нужд.