"Если в 2013 году общий объем составил 530 тысяч полетов, то в 2018 году – лишь около 300 тысяч. Это минус 44%. А транзитные полеты уменьшились почти в три раза. Наши общие недополученные доходы за весь период с 2014 года оцениваются примерно в 19 млрд грн", - рассказал Ярмак.
По словам и.о. директора Украэроруха, в 2013 году на полеты из Европы в страны Юго-Восточной Азии приходилось 65% транзита предприятия. Транзитные полеты проводились, в основном, в Симферопольском FIR-e (Flight Information Region).
"После того, как произошла временная оккупация Крыма, в марте 2014 года Госавиаслужба приняла решение закрыть воздушное пространство над полуостровом. Поэтому транзитные потоки ушли южнее к берегам Турции", - пояснил он.
Сейчас транзитные потоки составляют чуть более 40% от общего количества обслуженных предприятием рейсов авиакомпаний. Это преимущественно транзит с юга на север и наоборот.
Сейчас предприятие работает над увеличением транзита, открыты четыре трассы над Черным морем. В 2015 году EASA (Европейское агентство авиационной безопасности) одобрила эти трассы, а в октябре 2018 года FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) признало их безопасными.
Сейчас по этим трассам проходит около 70 рейсов в сутки. Ими пользуются МАУ, Georgian Airways, Air Arabia, Windrose, SkyUp Airlines, Air Moldova, Travel Service Airlines (Чехия) и другие авиаперевозчики.
Предприятие планирует открывать новые трассы в рамках этого района полетной информации (FIR). "Они позволят авиакомпаниям более гибко планировать выполнение полетов, выбирать оптимальные маршруты, сокращать время полета и использовать меньше топлива", - уверен Ярмак.
Тем не менее, он считает глобальное восстановление транзитного потенциала Украины вопросом скорее политическим.
Напомним, 16 марта 2014 года состоялся псевдореферендум о статусе Крыма. Мировое сообщество не признало его результаты, а президент России Владимир Путин через два дня объявил о так называемом "присоединении" украинского полуострова к РФ.
Аннексия Крыма нанесла ущерб ряду украинских предприятий, вынужденных уйти с полуострова. Оставшиеся активы оккупанты "национализировали", не возместив владельцам ущерб.
В 2014 году убыток "Ощадбанка" из-за аннексии Крыма составил 8,6 млрд грн. Позже государственный банк обращался с иском к РФ о возмещении 15 миллиардов гривень убытков.
23 июля Киевский апелляционный суд удовлетворил заявление "Ощадбанка" и дал разрешение на исполнение решения Международного коммерческого арбитража о взыскании 1,31 млрд долларов с РФ в качестве компенсации за экспроприацию активов банка в Крыму.
Министерство юстиции РФ оспорило решение международного арбитража. В "Ощадбанке" заявляли о том, что долг РФ по иску о компенсации убытков из-за утраченных в Крыму инвестиций будет ежедневно расти на $ 97 тысяч.