В Совете бизнес-омбудсмена назвали проблемы в Украине, которые требуют еще решения. Об этом говорится в сообщении СБО о результатах шестилетней работы.
«По состоянию на начало 2021 треть (33%) системных рекомендаций выполнены государственными органами власти еще 57% - находятся в процессе выполнения, 5% - со временем потеряли свою актуальность и еще 5% - еще не выполнены», - говорится в сообщении.
СБО продолжает работать над следующими проблемами:
- Для борьбы с проблемой рейдерства СБО рекомендовала внедрить систему сообщения владельцев корпоративных прав о предстоящих регистрационные действия. Владелец немедленно получит SMS сообщение о любых действиях по регистрации имущества, принадлежащего ему (покупка, продажа, разделение, ипотека и т.д.), и сможет немедленно ответить - например, обжаловать соответствующее регистрационное действие. Иными словами, не будет никакой необходимости постоянно проверять статус имущества в Реестре, о любых изменениях будет своевременно сообщено.
- В отчете, посвященном процедуре административного обжалования, Совет рекомендовал принять Закон «Об административной процедуре», который позволит применять механизм административного обжалования для обжалования не только любого решения, но и действий и бездеятельности органов государственной власти. В частности, закон должен установить правила, регулирующие делегирование полномочий по решению административных дел. Окончательное принятие этого закона ожидается в 2021 году.
- Что касается злоупотреблений сотрудников правоохранительных органов, рекомендуется запретить открывать уголовное производство за уклонение от уплаты налогов, пока налоговый долг не будет считаться «согласованными/признанным». Сейчас много уголовных производств по уклонению от уплаты налогов начинаются, даже когда процедура апелляционного производства продолжается.
- Также СБО рекомендовала Государственной налоговой службе обеспечить своевременное исполнение судебных решений, обязывающих регистрировать налоговые накладные и расчеты корректировки.
- В то же время Совет рекомендовал налоговой установить дополнительные критерии для обоснования решений об отнесении предпринимателей в перечень «рисковых» плательщиков и ввести надлежащий механизм, позволяющий административное обжалование таких решений. Статус рискового плательщика наносит существенный вред каждому бизнесу. Налогоплательщика нужно четко информировать о причинах отнесения к таким перечням, а также о том, что нужно исправить, чтобы выйти из них.
- Что касается вопросов труда, СБО предложила ввести электронную платформу в сфере трудового надзора с целью стимулирования государственных чиновников больше заниматься профилактической работой, а не проверками. Предоставлено еще одну рекомендацию по труду: поощрять компании официально трудоустраивать персонал и переходить на «белые выплаты». Решение проблемы требует налаживания эффективного сотрудничества между Государственной фискальной службой, Государственной службой по труду и Национальной полицией.
- Для решения таможенных вопросов, с которыми сталкивается бизнес, СБО рекомендовала создать государственный реестр решений классификации товаров и перейти к пост-таможенному контролю как основной формы таможенного контроля.
Совет бизнес-омбудсмена (РБО) за весь 2020 получила 1,19 тыс. Жалоб от бизнеса на действия налоговых органов, на 120 обращений по сравнению с 2019 годом.
Сообщалось, что в четвертом квартале 2020 года Совет бизнес-омбудсмена получила 451 жалобу бизнеса на действия и бездействие государственных органов. Это на 9% больше, чем за аналогичный период 2019 и на 3% по сравнению с третьим кварталом 2020 года.