Проект предусматривает сокращение персонала и снижение пассажирских перевозок, а также резкий рост доходов для руководства и незначительное увеличение грузооборота в сравнении с 2016 годом.
В пояснительной записке к финплану говорится о том, что общий грузооборот в 2017 году запланирован на уровне 232 млрд тонно-километров (на 4,3% меньше плана на 2016 год). Однако, поскольку фактическое выполнения плана в тот период было меньше, прогноз на этот год больше отчета за предыдущий год на 2,5%.
Импортные перевозки запланированы на уровне 19,20 млрд тонно-километров (на 1,8% больше отчета 2016 года). Также запланировано увеличение перевозок нефтепродуктов, угля и кокса, связанное с невозможностью поставок отечественного сырья. При этом основной страной импорта остается Россия (53%), на втором месте Беларусь (16%), на третьем - США (показатель и вид груза не указаны).
"Значительное сокращение перевозок из России произошло из-за прекращения перевозок на "Запорожсталь", "Днепровский меткомбинат" и "ММК им. Ильича"", - отмечают журналисты издания.
Объем транзитных перевозок должен составить 20,41 млрд тонно-километров (на 3,8% больше отчета 2016 года). Ожидается увеличение транзита из России за счет перевозки угля, в том числе в Польшу, Сербию и Молдову. По всем остальным грузам объемы перевозок продолжают уменьшаться из-за сокращения доли Украины и стран Балтии в общем объеме перевалки российских грузов.
Экспортные перевозки запланированы на уровне 81,42 млрд тонно-километров (на 4,5% больше отчета 2016 года). Основными странами-экспортерами являются Швейцария (14%), КНР (13%), Турция (8%). Россия утратила собственные позиции и переместилась со второй на четвертую ступень.
Внутренние перевозки прогнозируются на уровне 72,56 млрд тонно-километров (на 2,1% больше отчета 2016 года). Этот прогноз базируется на утверждении о том, что "украинская экономика приспособилась к функционированию в условиях оккупации части Украины и гибридной войны России против Украины, включая прямую российскую военную агрессию".
При этом доходы от перевозки грузов, согласно прогнозам, должны составить 66,15 млрд гривень (на 19% - 10,73 млрд гривень больше показателя прошлого года). В расчете учтена индексация тарифов на перевозку грузов в пределах Украины с июня 2017 года на 22,5%. Дополнительные доходы от повышения составляют 6,71 млрд гривень.
Также в этом году планируется уменьшение пассажирских перевозок – 199,5 млн пассажиров (на 4% - 7,6 млн пассажиров меньше показателя прошлого года). Больше всего "просядет" международный пассажирооборот (14%) за счет сокращения поездов. Во внутригосударственном и местном сообщении перевозки сократятся на 2% , по сравнению с прошлыми годом, при этом причины такого "проседания" не обнародуются. Пригородное сообщение сократится на 7% за счет перехода пассажиров на альтернативные виды транспорта.
Удельный вес доходов от перевозок пассажиров в доходах от перевозок составляет 9%, грузовые перевозки принесут 91%.
Административные расходы запланированы на уровне 1,74 млрд гривень (в два раза больше по сравнению с отчетом 2016 года в 877 млн гривень). Основная причина – увеличение расходов по фонду оплаты труда на 531 млн гривень в связи с переводом части персонала на трудовые договоры и повышением другим работникам должностных окладов на 25% с 1 марта 2017 года.
При этом расходы на оплату труда работников операционной деятельности запланированы в сумме 24,22 млрд гривень (на 28% - 5,38 млрд гривень больше показателя прошлого года).
Середнесписочное количество работников запланировано на уровне 266,2 тысячи человек (на 8,9 тысяч человек меньше прошлогоднего количества). По сравнению с отчетом 2016 года, уменьшение персонала всех видов деятельности запланировано на 14,4 тысяч человек. Это связано с естественной текучестью кадров и приведением количества работающих к прогнозируемому объему работ.
Среднемесячная зарплата работников запланирована на уровне 7 тысяч 815 гривень (на треть больше отчета прошлого года).
Среднемесячные расходы на одного работника увеличены на 30%, а административно-управленческого персонала – на 123%, что обусловлено переводом на трудовые соглашения руководителей высшего и среднего звена. В экспертном заключении секретариата Кабинета министров Украины отмечается факт планируемого увеличения фонда оплаты труда директоров "Укрзалізниці" с 74 до 142 млн гривень. Так, среднемесячная зарплата главы правления "Укрзалізниці" запланирована на уровне 1,85 млн гривень, каждого из шести членов правления – 1,66 млн гривень.
На третий квартал 2017 года запланированы выплаты вознаграждений по итогам работы за 2016 год в размере 50% оклада. Размер вознаграждения запланирован в сумме 472 млн гривень.
Напомним, ранее премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил о том, что в ПАО "Одесский припортовый завод" (ОПЗ), ПАО "Укрзалізниця", Украинском государственном предприятии "Укрхимтрансаммиак" и ГП "Укрспирт" есть необходимость в изменении менеджмента и создании наблюдательных советов.
При этом чистая прибыль 100 крупнейших государственных компаний Украины за январь-сентябрь 2016 года увеличилась в 20 раз по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.