Компания Baker Tilly провела оценку украинской газотранспортной системы (ГТС). Ее стоимость пока официально не объявлена, однако источники утверждают, что существует несколько вариантов оценки в пределах 26-29 миллиардов долларов.
Эта сумма должна стать отправной точкой при создании газотранспортного консорциума с российским "Газпромом" по управлению ГТС. Но Москва, скорее всего, сочтет ее завышенной, и Киеву придется согласиться на более скромную цифру, отмечают эксперты, пишет издание "Коммерсант-Украина".
Как заявил министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий, компания Baker Tilly завершила оценку газотранспортной системы Украины. Сколько она стоит, министр не уточнил, пообещав, что цифра станет публичной после принятия закона о приватизации НАК "Нафтогаз Украины": "Цифра есть. Закон примем и потом озвучим".
Прежде чем приступать к сдаче "трубы", нужно обнародовать оценку стоимости ГТС
Официально в Минэнерго, "Нафтогазе" и "Газпроме" стоимость украинской ГТС не комментируют. Наталья Полянская из Baker Tilly сообщила, что "Нафтогаз" запретил компании комментировать результаты.
Но источник в Минэнерго рассказал, что аудитор подготовил несколько вариантов оценки. Стоимость ГТС и подземных хранилищ газа (ПХГ), согласно им, колеблется в пределах $ 26-29 млрд.
Источник в "Нафтогазе" также подтвердил: оценка показала, что ГТС стоит порядка $ 26-29 млрд. "Предыдущие оценки были намного меньше, но они не учитывали множества важных факторов, таких, например, как стоимость осуществления аналогичных трубопроводных проектов в Европе сегодня", - заявил источник в компании. По его словам, предыдущие оценки делались исходя из начальных капиталовложений в ГТС за вычетом износа. А нынешняя учитывает маржинальную прибыль, которую способна генерировать ГТС, ее значение для снабжения Европы газом и стоимость аналогичных конкурирующих проектов.
"Эта цифра должна быть использована в ходе переговоров с Россией по вопросу создания совместного предприятия. Мы предлагаем, чтобы с украинской стороны в уставный фонд СП была внесена ГТС с ПХГ. Российская же сторона в обмен на 50%-процентную долю в предприятии может предоставить нам скидку в размере $ 12-15 млрд и гарантировать загрузку трубы,- рассказал собеседник издания. - Это позволит нам четыре года получать российский газ по цене $ 260 за 1 тыс. куб м".
Как считает бывший директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго Константин Бородин, расчеты Baker Tilly вряд ли устроят "Газпром". "При загрузке в 60-65 млрд кубометров и действующем тарифе система приносит "Укртрансгазу" прибыль в размере всего $ 62 млн в год",- говорит господин Бородин. Директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич в свою очередь полагает, что Эдуард Ставицкий не заинтересован оглашать оценку украинской ГТС, поскольку в ходе переговоров с Москвой украинская власть может быть вынуждена применить совсем другую систему оценки и назвать другую цифру. "Если исключить из оценки ПХГ, цена уже будет не выше $ 20 млрд,- отмечает Марунич. - Наверняка можно придумать и другие способы оценить ГТС дешевле".
Напомним, украинская ГТС уже дважды оценивалась: в 2007 году - в $ 24,8 млрд, в 2009-м - в $ 9,9 млрд.
Стоит отметить, что законопроектом №2937 от 26 апреля 2013 года предлагается, в частности, разрешить приватизацию "Нафтогаза" и его дочерних структур.
Следует отметить, что ранее Ставицкий первым среди украинских чиновников заявил, что Украина может уступить контроль над ГТС. "Трудно говорить за все правительство, но я считаю, что можно продать более половины газотранспортной системы, если это будет выгодно государству. В ЕС есть страны, где государству принадлежит менее 50% акций ГТС, и это не создает проблем", - сказал министр. Правда, он подчеркнул, что в этом случае нужны гарантии того, что права государства как миноритарного акционера будут защищены законом. !zn
Читайте также:
В качестве бонуса прилагается ГТС…
Рыночная стоимость ГТС Украины - $ 61 млрд
"Газпром" новыми претензиями хочет вынудить Украину сдать ГТС, - эксперты
Украинскую газовую трубу отдадут в частные руки за "чисто символическую" сумму
Оппозиция: Проект Кабмина по ГТС - госизмена и кража государственной собственности