Полномасштабное присоединение украинской ГТС к единой газотранспортной системы Европы и переход на новые условия работы в соответствии с требованиями Третьего энергопакета однозначно потребует и строительства новых современных газоизмерительных станций на пунктах приема-передачи газа.
Об этом в статье Как измеряется качество и количество газа на входе и выходе ГТС "Укртрансгаза" для ZN.UA пишут начальник управления метрологии и газоизмирений ПАО "Укртрансгаз" Николай Болховитин и заместитель директора филиала Института транспорта газа "Укртрансгаза" Юрий Пономарев.
Но количество новых ГИС объясняется экономической целесообразностью непрерывной транспортировки определенного объема газа (ежесуточно, еженедельно, ежемесячно, ежегодно).
Согласно контракту на транспортировку газа (январь 2009 г.) "Газпром" обязался транспортировать через ГТС Украины около 110 млрд кубометров газа в год с поквартальным графиком поставок. Однако с 2009 г. и до этого времени "Газпром" недопоставил для транспортировки в Европу и на Балканское направление около 90 млрд кубометров газа.
Авторы отмечают, что "Газпром" сознательно сокращает объем транзита через ГТС "Укртрансгаз" почти на 50%, стремясь таким образом заставить Еврокомиссию дать разрешение на достройку "Южного потока" и выведения его вместе с газопроводом OPAL (заключительной распределительной звеном "Северного потока") из-под действия Третьего энергопакета.
Итак, оператор отечественной ГТС не только недополучил несколько десятков миллионов долларов прибыли за это время, но еще и вынужден быть настороже из-за отказа "Газпрома" своевременно обеспечить резервный запас газа в подземных хранилищах для оперативного поддержания соответствующего заявкам давления в магистральных газопроводах.
В случае, если европейские покупатели российского газа решатся и убедят "Газпром" в необходимости перезаключения контрактов и закупки газа "Газпрома" на восточных границах Украины, будет иметь смысл строить новые ГИС. Но сначала стоит определиться с объемами, которые предстоит транспортировать и учитывать "Укртрансгазу" в дальнейшем. Ведь строительство одной ГИС, в составе которой четыре пункта измерения расхода газа (ПИРГ), скажем, такой, как пограничная российская ГИС Суджа, обойдется в сумму около 60 млн евро. Один ПИРГ стоит около 15 млн евро. Даже если максимально использовать отечественное оборудование и инженерно-строительные силы, уменьшить стоимость одного ПИРГ можно максимум до 10 млн евро.
Два года назад расчеты, проведенные специалистами "Укртрансгаза", профильными отечественными институтами и международными экспертами, свидетельствовали, что на строительство новых современных ГИС (ПИРГ) понадобится не менее 1 млрд грн. Но сколько таких объектов надо строить, - это будет определено после выяснения объема и направлений дальнейшей загрузки отечественной ГТС.
При этом газотранспортная система Украины имеет один из самых низких в Европе уровень потерь природного газа для транспортировки и хранения - около 0,3%. Это свидетельствует о высоком уровне достигнутой точности коммерческого учета природного газа.
Напомним, 16 октября премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что Украина проведет конкурс среди инвесторов из ЕС и США для управления ГТС.