С 1 июня вступили в силу новые стандарты качества для производства бензина в Украине - "Евро-4" и "Евро-5". Такое топливо содержит меньше серы и других вредных веществ по сравнению с топливом стандартов "Евро-2" и "Евро-3", что позволяет продлить ресурс двигателя.
Сейчас бензин лучшего качества могут производить три из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) - работающий Кременчугский ("Укртатнафта"), а также два простаивающих - Лисичанский (ТНК-ВР) и Одесский ("Лукойл"). Кроме того, этим стандартам соответствует бензин из Литвы, Болгарии, Румынии и Беларуси (продается в сетях "Окко", WOG, ТНК-ВР, "Лукойл" и других), пишет "Коммерсантъ-Украина".
Однако против перехода на новые стандарты выступила экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей отрасли при Кабмине.
В пятницу, 29 июня, в ЭАГ сообщили, что инициируют продление действия стандартов "Евро-2" и "Евро-3" на 2018 год. "В Госрезерве объясняют это тем, что срок хранения уже закупленного для нужд Минобороны и предприятий Минагрополитики топлива заканчивается только через шесть лет", - отмечают в секретариате ЭАГ. По данным группы, вопрос о продлении стандартов в ближайшее время будет рассмотрен правительством.
- Кто платит за «дешевый» бензин?
Переход на новые стандарты откладывали и раньше. "Евро-4" и "Евро-5" должны были начать действовать в Украине с 1 января 2010 года, но поскольку три из шести НПЗ - Дрогобычский, Надворняский (принадлежат группе "Приват") и Шебелинский (принадлежит НАК "Нафтогаз Украины") - не могут производить топливо по этим стандартам, перенос ежегодно инициировался ЭАГ и поддерживался Кабинетом министров. Последний раз действие прежних стандартов качества было продлено 1 июля 2011 года на год.
Скорее всего, ЭАГ примет решение в пользу активов группы "Приват" и Шебелинского завода, считает член комитета Верховной Рады по ТЭК Александр Гудыма. "Они спасают "Нафтогаз" - у компании тяжелое финансовое положение, и она просто не найдет денег на модернизацию,- говорит депутат.- Но делается это за счет намного более мощных предприятий, которые не имеют такой поддержки в правительстве".
В пресс-службе "Лукойла" напоминают, что инвестировали значительные средства в производство топлива по более высоким стандартам: "Мы рассчитывали, что инвестиции окупятся за счет введения запрета на низкокачественное топливо, о чем неоднократно заявляли в правительстве. В результате выходит, что инвестировать не имело экономического смысла".
Всего, по данным Минэнерго, три украинских НПЗ в 2004-2009 годах инвестировали в переход на стандарты "Евро-4" и "Евро-5" около $73 млн.
"Теперь они будут вынуждены закладывать в цену горючего сумму этих инвестиций. Это просто ставит их в неравные условия с заводами, которые проигнорировали требования производить более качественное топливо",- говорит директор "Донецкойлсервиса" Виктор Мартиросян.
В пресс-службе Кабмина и Госрезерва инициативу ЭАГ не комментируют. Но источник в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго утверждает, что главный аргумент, на который ссылается ЭАГ, - это высокий спрос на низкокачественное и более дешевое топливо со стороны сельхозпроизводителей.
"Есть два варианта решения этой проблемы, которые сейчас рассматривают в Кабмине. Первый - просто продлить действие "Евро-2" и "Евро-3". Второй - ввести новый технический регламент, позволяющий продавать сельхозпроизводителям и Минобороны топливо низкого качества, а для остальных потребителей, в том числе для всех АЗС, ввести более высокие стандарты", - отметил собеседник в Минэнерго.
Эти аргументы в ЭАГ приводили и раньше, отмечает гендиректор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн. "На самом деле сами аграрии часто говорят, что им нужно более качественное топливо. В Украине достаточно компаний, которые используют импортную технику, для которой стандарты "Евро-2" и "Евро-3" не подходят", - говорит Куюн. Гендиректор компании "Нибулон" (крупный зернотрейдер) Алексей Вадатурский подтверждает это мнение: "Большинство крупных аграрных холдингов сегодня используют импортную сельхозтехнику. Поэтому мы не возражаем против повышения стандартов". !zn
Читайте также:
Рада ввела обязательную норму о наличии биоэтанола в бензине
Порошенко "собирает аргументы" для введения пошлин на нефтепродукты
АМКУ приказал заправкам сделать А-95 бензин доступным
В Украине будут добавлять в бензин биоэтанол
Цены на топливо вынудили украинцев в 2011 году существенно снизить его потребление