При этом, участники украинской делегации в интервью ZN.UA заявили о достаточно гибкой позиции Украины – переговорщики готовы отказаться от переноса излишков национальной квоты на дальнейшие периоды (речь идет о непроданных в 2007-2012 годах около 2 млрд тонн СО2-экв; по нынешним ценам – это более 2 млрд долл., но данный эквивалент очень и очень условен, поскольку покупателей на все это количество нет и не будет).
Взамен же ожидаются ответные уступки: сохранение статуса «стран с переходной экономикой» с мероприятиями, стимулирующими сокращение выбросов парниковых газов. Это может быть участие в мировых «зеленых» фондах или технологических банках, могут быть гибкие механизмы, компенсирующие затратные меры на внедрение энергоэффективных и зеленых технологий.
Пока участники делегации окончательно согласовывают проект позиции Украины со всей вертикалью власти, в Государственном агентстве экологических инвестиций Украины, которое отвечает за соблюдение РКИК ООН и Киотского протокола к ней, уже более месяца отсутствует руководитель.
Во вторник, 22 ноября, в агентстве завершилась проверка, инициированная администрацией президента, и, по информации источников в Минприроды, в итоговых выводах будут содержаться рекомендации по расформированию Госагентства. Вместо отдельной структуры за вопросы, связанные с изменением климата будет отвечать само Министерство – как это было до 2007 года, до периода, когда фактически стартовали механизмы Киотского протокола.
Опрошенные ZN.UA эксперты негативно характеризуют такое решение. Среди возможных рисков, в первую очередь, называется возможность дефолта, который может объявить японская сторона, купившая у Украины квоты на сокращение выбросов в 2009 году (около 300 млн долл). Из полученных от Японии средств израсходовано менее трети. Последняя реорганизация год назад Нацагентства в Госагентство фактически парализовала работу агентства по реализации проектов, направленных на сокращение выбросов в рамках соглашения с Японией. Нынешняя же возможная реорганизация практически ликвидирует подписанта данного соглашения с украинской стороны и, значит, упраздняет ответственность. Напомним, что в нецелевом расходовании средств, полученных от Японии в рамках указанного Киотского соглашения, обвиняют экс-премьер-министра Юлию Тимошенко.
С 29 ноября по 9 декабря 2011 года в г. Дурбан (ЮАР) состоятся очередные глобальные климатические переговоры - 17-я конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, 7-я конференция сторон Киотского протокола. Основная тема – будущее Киотского протокола, первый этап действия которого истекает 31 декабря 2012 года. После относительно успешного на результативной конференции в Канкуне в прошлом году большинство экспертов и дипломатов сходятся во мнении, что в Дурбане не следует ожидать каких-то серьезных сдвигов.
Япония, Канада и Россия отказались участвовать во втором периоде Киотского протокола (КП). Здесь решительным может оказаться мнение Евросоюза, который требует достичь однозначного решения о перспективах и статусе нового долгосрочного комплексного соглашения по сокращению выбросов, который придет на смену Киотскому протоколу.
Такой документ, который должен стать компромиссом для всех без исключения стран, по мнению дипломатов, возможен только к 2015 году.