Сразу необходимо оговориться, что такое сопоставление цен в декабре 2010 и 2011 годов не совсем корректно и несколько искажено. Дело в том, что уровень цен в декабре 2010 года нельзя считать объективным в связи «переливом» рынка топливом, поставленным через фирму «Ливела» - безналоговым импортером, наделенным украинскими судами правом ввозить сырье и нефтепродукты без уплаты акциза и НДС, пишет в своей статье для ZN.UA директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
По его словам, что в этом и заключалось то небольшое «добро», которое получил от работы этой структуры украинский автомобилист: если нефть с августа по ноябрь 2010-го подорожала на 10%, то цены на украинских автозаправках в этот период оставались неподвижными, а в сентябре и октябре даже снижались вопреки внешней конъюнктуре. Иными словами, год назад и бензин, и дизельное топливо должны были стоить дороже. И таким образом сегодня «статистика роста» не выглядела бы столь внушительной.
Тем не менее, основная составляющая этого роста имеет под собой вполне понятную основу, отмечает эксперт. Первый фактор - рост нефтяных цен. Так, если среднегодовая цена нефти марки Brent в текущем году составила 113 долл./барр., то в прошлом - 79 долл./барр. Рост нефтяных котировок на 43% добавил ценам в Украине около 1,80 грн./л.
Вторым по значимости фактором, по словам С.Куюна, стало увеличение налогов. Основной удар пришелся по бензину: с 1 января 2011 года акцизный сбор на него был увеличен почти на 40% - со 132 до 182 евро/т. Это добавило ценам еще 50 коп./л.
Особо напряженными выдался первый квартал 2011-го, в конце которого цены на нефть под влиянием событий в Ливии достигли посткризисного максимума - 125 долл./барр. В сочетании с новыми ставками налогов в апреле текущего года вполне реально замаячила перспектива роста цен на бензин А-95 до 11 грн./л. Тогда Минэнергоугольпром приняло едва ли не единственное в этом году продуктивное решение - инициировало временное снижение акцизного сбора до уровня 2010 года и тем самым не дало ценам на высокий октан уйти выше отметки 10,50 грн./л.
С.Куюн отмечает, что в отличие от первого квартала 2011-го украинцам больше повезло под занавес года. Возврат повышенных ставок акцизного сбора с 1 сентября крайне удачно совпал со снижением мировых котировок, что позволило избежать роста цен на бензоколонках.
Осенью цены стабилизировались, о чем говорит не только их непоколебимость на протяжении сентября - декабря, но и сопоставление с ценами на стелах европейских стран. Традиционно оставаясь наиболее низкими в Европе в абсолютном выражении, по показателю цен без налогов Украина находится в одной плоскости с соседними странами. Данный анализ цен представляется наилучшим индикатором адекватности внутреннего рынка, так как по своей системе обеспечения нефтепродуктами Украина является типичной европейской страной, т.е. не имеет большой собственной добычи нефти и газа.
Эти энергоресурсы преимущественно импортируются, соответственно, сопоставимыми должны быть и цены реализации. В свою очередь приводимые иногда сравнения с ценами в России и Беларуси малопоказательны, так как в этих странах действует специальный режим поставок нефти на внутренний рынок, который фактически является дотацией потребителей за счет большой российской нефтедобычи.
Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Сергея Куюна «Автомобилист, будь готов!».