The Economist: Война за Черное море еще может ударить по рынкам зерна и нефти

Поделиться
The Economist: Война за Черное море еще может ударить по рынкам зерна и нефти © EPA-EFE/IGOR TKACHENKO
Издание объясняет, какие последствия ощутит мир, если Киев и Москва начнут блокировать черноморскую торговлю друг друга.

Когда в прошлом году Россия вторглась в Украину, казалось, что Черное море вряд ли станет полем битвы. В конце концов, украинские ВМС имели только один боевой корабль, который пришлось затопить, когда российские войска наступали на судоремонтный завод в Николаеве. Остров Змеиный, на который опиралась оборона порта Одессы, пал под ударами российских агрессоров в первый день войны. Сама Одесса готовилась к морскому десанту, который полностью отрезал бы Украину от моря.

Впрочем, российский десант так и не смог высадиться. И это стало первым признаком того, что господство России на море не столь абсолютное, как казалось. Еще более ярким свидетельством этого стал апрель прошлого года, когда Украине удалось потопить флагман Черноморского флота России крейсер "Москва" с помощью недавно разработанной противокорабельной ракеты. Еще через 2 месяца после этого интенсивные украинские бомбардировки выгнали оккупантов с острова Змеиный. Но только недавно Украина начала демонстрировать способность поражать цели в Черном море, пишет The Economist.

В начале августа украинский военно-морской беспилотник повредил российский десантный корабль недалеко от Новороссийска, крупного российского порта вдали от зоны боевых действий. На другой день другой беспилотник повредил российский нефтяной танкер возле Крыма. 1 октября беспилотники нанесли удар по вертолетной базе в Сочи, примерно в 600 километрах от ближайшего региона под контролем Украины. Наиболее драматичным стало то, что за последний месяц украинские ракеты и беспилотники неоднократно поражали цели по всему Крыму, кульминацией чего стало уничтожение штаба Черноморского флота России в Севастополе 22 сентября.

Россия тоже, похоже, усиливает войну на море. В июле она вышла из соглашения под надзором ООН, которое позволяло Киеву безопасно экспортировать зерно через Черное море. Она пригрозила потопить любые грузовые суда, входящие в украинские порты, и неоднократно бомбила украинские доки и зернохранилища, пытаясь подавить морскую торговлю Украины.

«Поскольку и Россия, и Украина способны нанести удар по судоходству, а Черное море для зерна – это то же, что Персидский залив для нефти, эскалация военно-морской войны может оказать серьезное влияние на мировые продовольственные рынки», – пишет The Economist.

Издание отмечает, что Черное море остается большим каналом для нефти и имеет важное значение для экономик не только России и Украины, но и Турции и других прибрежных государств. Если оно действительно станет зоной боевых действий, мир ощутит последствия.

Морская жестокость

В основном в войне в Украине доминируют пехота, танки и артиллерия, а также беспилотники и ракеты дальнего радиуса действия. Но даже несмотря на то, что 6 десантных кораблей, развернутых Россией в Черном море непосредственно перед началом боевых действий, так и не были использованы, угроза южному побережью Украины определенным образом повлияла на ход конфликта. С одной стороны, возможность высадки берегового десанта означала, что Россия может угрожать Украине по трем направлениям, и обязывала Украину рассредоточить свои ответные силы.

Во многом такая же логика была применима и к войне в небе. За исключением беспилотников иранского производства, около пятой части всех российских ракетных ударов по Украине в период с января по март этого года были нанесены с моря. Атаки с моря, а также с суши и воздуха позволили России усилить нагрузку на украинскую противовоздушную оборону, которая вынуждена ожидать атак по всем направлениям, кроме западного.

Реакция Украины в определенном смысле стала триумфом. Гибель "Москвы" обязала Россию держать свои корабли подальше от берега. А постоянные обстрелы Севастополя превратили огромную военно-морскую базу в проблему. Несколько ранее стоящих там кораблей были отведены обратно в Новороссийск.

«Они как убегающие крысы», - иронизирует украинский офицер ВМС.

Украина нанесла «функциональное поражение российскому Черноморскому флоту», - сказал на этой неделе Джеймс Хиппи, младший министр Вооруженных сил Великобритании.

Но, несмотря на все успехи, главная цель Украины – обеспечить безопасный вход и выход грузовых судов из Одессы и других портов. И она пока остается недостижимой. После того, как Россия вышла из зерновой инициативы ООН, Украина создала новый судоходный маршрут, охватывающий ее побережье вплоть до румынской границы к западу от острова Змеиный. Цель состоит в том, чтобы держать гражданские суда как можно дальше от российского оружия и позаботиться, чтобы они как можно быстрее зашли в территориальные воды Румынии, а следовательно НАТО. Там Россия, вероятно, не отважится начать атаку. На сегодняшний день десять кораблей прибыли в Одессу таким образом, погрузили зерно и отправились обратно без инцидентов, несмотря на угрозы России.

Высокопоставленный украинский чиновник рассказал The Economist, что согласно данным разведки, Россия планирует атаку на гражданское судоходство, пытаясь нарушить новый экспортный маршрут. Российские военные корабли могут выпускать ракеты с дальностью полета в 2500 километров, что позволит им поражать грузовые суда с безопасного расстояния. Кроме того, Россия может использовать подлодки для установки мин, даже если ее надводные корабли будут вынуждены держаться подальше, – предполагает Сидхард Каушал из Королевского института объединенных служб (RUSI).

"Даже если Украине каким-то образом удастся потопить весь российский флот, ракеты, выпущенные из Крыма, могут легко уничтожить неповоротливый грузовой корабль возле Одессы", - пишет издание.

Другой украинский чиновник сказал, что российские удары по украинским портам уже привели к повышению страховых выплат по всему Черному морю.

«Страховики видят, к чему все идет. Они не глупы», – сказал чиновник.

Первый украинский чиновник добавил, что «в эту игру можно играть вдвоем». Украина предупредила, что если Россия нападет на гражданские суда, она ответит тем же. Она демонстрирует свою способность поражать отдаленные морские цели не для эскалации войны в Черном море, а чтобы вынудить Россию воздержаться от таких действий.

Ставки для обеих стран высоки. До войны около 60% украинского экспорта проходило через порты на Черном море. Даже когда действовала зерновая инициатива, украинский экспорт составлял лишь часть того, что было когда-то. Украинские чиновники утверждают, что сейчас им удается экспортировать более 3 миллионов тонн зерна в месяц. Еще 1 миллион тонн экспортируется по железной дороге, а меньшее количество - грузовиками. Но все эти альтернативы гораздо медленнее и дороже.

К примеру, стоимость экспорта тонны зерна речной баржей составляет примерно 120 долларов против 30-40 долларов при экспорте морем. Россия бомбит и новые маршруты. Более того, у Украины просто нет достаточных автомобильных, железнодорожных и баржевых мощностей, чтобы заменить глубоководные порты. Результатом стал еще больший удар по уже пострадавшей от войны экономике, а также потеря налоговых поступлений и иностранной валюты.

Но России тоже есть что терять. Более 80% экспорта зерна и около 30% экспорта нефти проходят через порты на Черном море. На эти поставки война пока почти не повлияла. Российские военные силы в Сирии также зависят от топлива и поставок через Черное море. Этот «сирийский экспресс», по всей вероятности, занимает одно из первых мест в списке потенциальных целей Украины, если война на море расширится.

Крым и наказание

Чтобы нанести серьезный ущерб российской экономике, Украине не нужно топить все суда, следующие в Россию. Достаточно будет повредить достаточно большое количество кораблей, чтобы страховые выплаты выросли, а российские порты стали коммерчески непривлекательными.

«У нас нет беспилотников, чтобы остановить всю российскую торговлю. Но если вы спрашиваете, можем ли мы резко увеличить финансовые ставки? Конечно, без проблем», – говорит украинский чиновник.

Это было бы плохо не только для России, но и для мировых продовольственных рынков. На ранних этапах войны они были охвачены паникой. Ведь когда начались боевые действия, на Россию и Украину вместе приходилась восьмая часть калорий, которыми торговали в мире. В 2021 году они были первым и пятым крупнейшими в мире экспортерами пшеницы. Россия тогда отгрузила 39 миллионов тонн, а Украина - 17 миллионов тонн, и это составило 28% мировых поставок. Обе страны также выращивают много зерна, используемого для кормления животных, например, кукурузы и ячменя, а еще им принадлежит 11,5% рынка растительного масла.

Через несколько дней после начала вторжения цены на пшеницу превысили 12 долларов за бушель по сравнению с 7 долларами за два месяца до этого. Стоимость кукурузы выросла до самого высокого уровня за последнее десятилетие. Это произошло в значительной степени из-за российской блокады украинских портов на Черном море. Трейдеры также опасались, что война и западные санкции могут помешать российскому экспорту. Многие, в том числе журнал The Economist, предупреждали, что надвигается глобальный дефицит продовольствия.

«Сейчас на сельскохозяйственных рынках гораздо спокойнее, несмотря на растущий риск эскалации в Черном море. Пшеница сейчас стоит чуть больше 5 долларов за бушель, что меньше, чем до начала войны. Фактически, цены упали до довоенного уровня летом 2022 года и остаются на этом уровне до сих пор», – пишет издание.

Это произошло не столько из-за соглашения ООН по возобновлению экспорта зерна из Украины, сколько из-за высоких урожаев в других странах. Россия, чье сельское хозяйство освобождено от западных санкций, собрала беспрецедентные 100 миллионов тонн пшеницы в 2022 году. Другие страны: от Бразилии до Индии, - также собрали небывалые урожаи.

В этом году ситуация примерно такая же. Украина выращивает меньше пшеницы, чем до войны, а ее экспорт резко сократился из-за расторжения зернового соглашения. Россия снова собрала щедрый урожай, как и многие другие экспортеры.

«Нападения на коммерческое судоходство в Черном море, несомненно, приведут к новому скачку цен. Страховщики повысят тарифы или вообще откажутся страховать грузы. Зерно будет не единственной жертвой: ежедневно через Черное море экспортируется около 2 миллионов баррелей нефти и еще 1 миллион баррелей нефтепродуктов», – говорится в статье.

Но последствия снова могут быть непродолжительными. Российское правительство уже страхует многие нефтяные танкеры, которые входят в его порты, чтобы помочь судоходным компаниям избежать западных санкций. Оно может сделать то же и для других экспортных товаров. "Несмотря на рост напряженности и давление Запада, многие судоходные компании готовы перевозить российские товары ", - говорит Мэтью Райт из компании Kpler, занимающейся отслеживанием судов. Более того, у России очень разветвленная сеть нефтепроводов. Она, вероятно, может перенаправить значительную часть нефти, обычно транспортируемую через Черное море, в терминалы в Балтии.

Война и горох

Перевозка зерна автомобильным транспортом из сельскохозяйственных районов России в отдаленные терминалы в Санкт-Петербурге, на балтийском побережье или в Тихом океане будет медленной и непомерно дорогой. Но у России есть несколько зерновых терминалов на Черном и близлежащем Азовском морях, поэтому она может использовать постоянно меняющийся ассортимент портов и маршрутов, чтобы сохранить грузы в безопасности.

"Учитывая, что России не удается перекрыть экспорт зерна из Украины, несмотря на свое огромное преимущество в военно-морских и военно-воздушных силах, трудно представить, что Украина сможет перекрыть российскую торговлю", - сомневается издание.

По всем этим причинам Виктор Курилов из консалтинговой компании Rystad Energy считает, что атаки на коммерческое судоходство могут привести к росту цен на нефть всего на 5-7 долларов за баррель. Рынки пшеницы могут пострадать сильнее, по крайней мере, на некоторое время. По подсчетам ООН, кратковременные всплески цен на продовольствие в прошлом году увеличили количество людей в мире под угрозой голода на 65 миллионов. Но длительный катаклизм маловероятен.

Критически важной переменной во всем этом позиция Турции, которая фактически контролирует выход к Черному морю. По договору, который называется Конвенция Монтре, Турция обязана беспрепятственно пропускать коммерческое судоходство через Босфор и Дарданеллы. Но контракт налагает ограничения на количество и размер транзитных военных кораблей.

После российского выхода из зернового соглашения на Турцию оказывается давление, чтобы она помогла помешать России задушить украинскую торговлю. Болгария и Румыния приветствовали бы демонстрацию силы со стороны НАТО, в который они входят. Некоторые украинцы призывают организовать западные военно-морские конвои для защиты коммерческого судоходства.

Но Турция не желает допускать ничего, что увеличивает риск более широкого пожара и вызывает антагонизм с Россией. За свое невмешательство президент Реджеп Тайип Эрдоган получил ценные уступки от своего российского коллеги Владимира Путина. Россия разрешила Турции отсрочить некоторые платежи за российский газ на сумму, возможно, в миллиарды долларов, что помогло Эрдогану скрыть масштабы его экономических ошибок перед выборами в начале года. Отказ Турции присоединиться к другим членам НАТО во введении жестких санкций против России также был выгоден. Турецкая торговля с Москвой в прошлом году почти удвоилась, достигнув 62 миллиарда долларов.

«Турция использует слабость России для получения уступок. Пока она продолжает их получать и пока продолжается торговля с Россией, Турция будет делать все возможное, чтобы не вступать в конфронтацию с Москвой», – говорит Йорук Исик, управляющий консалтинговой компанией Bosphorus Observer.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме