The Economist: Санкции ЕС против нефтепродуктов из России начали работать, но не стоит ожидать большого эффекта

Поделиться
The Economist: Санкции ЕС против нефтепродуктов из России начали работать, но не стоит ожидать большого эффекта
Опыт эмбарго против российской нефти свидетельствует, что такие ограничения не долго будут оказывать давление на Москву.

В декабре Запад взял под прицел российские доходы от продажи нефти, введя крупнейший пакет энергетических санкций, который когда-либо вводили против одной страны. Европа, являвшаяся крупнейшим покупателем российских баррелей через морские пути, запретила импорт такого сырья. Также ключевым перевозчикам, кредиторам и страхователям запретили обслуживать продажи российской нефти другим покупателям за исключением случаев, когда сырье продают ниже установленного ценового потолка на уровне 60 долларов за баррель.

Прошло два месяца. И многие, похоже, думают, что установка этого «потолка» была большим успехом. Сегодня, 5 февраля, начал работу второй раунд европейских санкций, касающийся дизеля и других нефтепродуктов.

«К сожалению, наши репортажи свидетельствуют, что эта схема не слишком кусается. Декабрьская политика запрета и ценового «потолка» не сократила продажи российской нефти», – пишет The Economist.

После определенного затишья, во время которого европейские фирмы разбирались, как придерживаться нового ценового предела, поставки возобновились в старых темпах. Но сейчас вместо Европы нефть везут в Китай и Индию. Российский экспорт непереработанной нефти без учета казахско-российской смеси CPC составил 3,7 миллиона баррелей в день в течение четырех недель до 29 января. И это самый высокий показатель с июня. Кроме того, это больше, чем в любой другой четырехнедельный период в течение 2021 года.

Адвокаты ценового потолка скажут, что это доказывает успех подхода. Ведь цель заключалась в том, чтобы российская нефть все еще продавалась, сохраняя стабильность глобального рынка, однако по ограниченной цене, чтобы доходы Владимира Путина были меньше. Таким образом, они утверждают, что потолок дает покупателям силу на переговорах. Более длинный экспортный маршрут также повышает цену фрахта, заставляя Россию компенсировать расходы своим клиентам.

Также многие считают доказательством эффективности политики разрыв между стоимостью нефти Brent и российской Urals. Разница появилась после начала российского вторжения в Украину, но стала больше после введения эмбарго. Теперь она составляет 32 доллара за баррель. Так что российская нефть теперь продается со скидкой на уровне 38%. 10 января министр финансов США Джанет Йеллен, ставшая архитектором ценового «потолка», сказала, что схема приближается к своей цели.

«Однако проблема в том, что агентства, отслеживающие цены, не адаптировали свои методы к миру, в котором российская нефть больше не продается через каналы, за которыми они следят. Если европейские нефтеперерабатывающие заводы и трейдеры делятся своими данными с следящими за ценами компаниями, то индийские этого не делают. Агентства также полагаются на публично доступные индикаторы для расчета стоимости поставок между западными российскими портами и европейскими нефтяными терминалами. Тарифы же на перевозку нефти из России в Азию устанавливаются частно», - говорится в статье.

В результате, как объясняет The Economist, скидки, о которых говорят западные чиновники, не точны и часто преувеличены. Данные таможни Индии и Китая свидетельствуют, что эти страны заплатили больше за нефть Urals зимой, чем все считали. Другая причина, почему трудно оценить истинную стоимость, заключается в том, что все заинтересованы делать вид, что цены низкие. Российские нефтяные компании хотят минимизировать свои налоговые выплаты. А индийские нефтеперерабатывающие заводы хотят оказать давление на других поставщиков.

Еще больше поражает, насколько российская экспортная машина стала менее зависимой от западной инфраструктуры финансирования и доставок, что позволило обойти ряд санкций. Издание The Economist на прошлой неделе писало о буме теневой торговли, использующей параллельную систему. До декабря более половины российской нефти обслуживалось европейскими перевозчиками или финансовыми фирмами. Теперь эта доля упала до 36%.

Может ли новый набор санкций, нацеленных против нефтепродуктов, нанести больший удар? На первый взгляд они могут сократить российский экспорт дизеля и других продуктов в краткосрочной перспективе. С 5 февраля Европа больше не будет покупать такое горючее. России будет сложно найти покупателей, чтобы компенсировать потерю спроса со стороны ЕС. Китай и Индия сами занимаются переработкой нефти. Также заменить европейские танкеры для транспортировки уже готового горючего будет сложно. Часть российских нефтепродуктов, на которые приходится треть доходов России от экспорта нефти, останется не проданной. И это повысит глобальные цены.

Но со временем этот эффект угаснет. Не имея возможности продать переработанную нефть, Россия, вероятно, увеличит свои возможности по экспорту сырой, усиливая таким образом теневую торговлю. Европейцы могут почувствовать необходимость обратиться к Китаю и Индии в поисках дизеля. Но там это горючее все больше будут производить из российской нефти. Чем больше российской нефти будет течь вне западного контроля, тем менее эффективными будут блокады.

«Для Запада урок в том, что санкции не заменят передачу денег и оружия Украине. Отказ от российской нефти не одержит победу в войне», – говорится в статье.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме