Театр абсурда — иначе не назовешь происходящее в налоговой политике государства

27 ноября, 2009, 16:06 Распечатать

Кому нужны принципы налоговой системы, теоретические разработки обязательных элементов налогового закона, если есть легкодоступные и понятные всем распоряжения и постановления Кабинета министров?..

Кому нужны принципы налоговой системы, теоретические разработки обязательных элементов налогового закона, если есть легкодоступные и понятные всем распоряжения и постановления Кабинета министров? Ведь именно ими в целях «упрощения ведения налогового учета» могут беспрепятственно вводиться ограничения прав налогоплательщиков, возлагаться на них дополнительные обязанности, упраздняться действующие нормы налоговых законов.

Кого интересует конституционный принцип установления налогов (включая все его элементы) высшим законодательным органом государства, отраженный всеми без исключения конституциями демократических стран, в т.ч. статьей 92 Конституции Украины, если распоряжения о порядке уплаты НДС, как, впрочем, и любого другого налога, можно дать на совещании сотрудников государственной налоговой службы и потом устно(!) довести до плательщиков?

Не принимать!

А если отдельные плательщики, не осознавшие широту мысли и благость намерений налогового ведомства, все-таки позволят себе воспользоваться явно устаревшим в условиях колоссального дефицита бюджета источником права — законом, против них есть проверенное средство — отказ в принятии налоговой декларации. Разве кого-то волнует прямой запрет отказывать в принятии налоговых деклараций налоговыми органами, содержащийся в Законе «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», принятом еще в 2000 году (кстати, по инициативе сегодняшнего депутата от БЮТ С.Терехина), — в пику так называемой азаровщине?!

В расчете на покорность субъектов предпринимательской деятельности, которым всегда есть что терять, которые лучше стерпят, чем закричат, ибо у каждого есть свой небольшой скелетик в шкафу, налоговая служба позволяет себе не задумываться о методах собственной работы по сбору средств в бюджет. Простые уговоры платить налоги наперед, в счет будущих платежей, закончились. Ведь нельзя же требовать уплаты налога вперед на год! На смену им приходят более сложные комбинации.

Так, еще распоряжением КМ Украины №838 плательщики фактически были обязаны внести в налоговые декларации весь налоговый кредит по НДС, накопленный ими до этого. Не анализируя степень несоответствия действующему законодательству такой нормы, содержащейся в распоряжении Кабмина, отметим, что при заявленной в декларации отрицательной сумме НДС более 100 тыс. грн. (которая при этом образовалась у многих плательщиков) налоговая служба получила право на проведение внеплановой налоговой проверки такого плательщика. Реализация положений распоряжения «огнем и мечом» сопровождалась навязыванием практики заявлять засвеченный НДС к возмещению, что фактически лишало, с одной стороны, права плательщика относить налог в счет будущих платежей, а с другой — перспективы получить его возмещение с бюджета, т.е., проще говоря, заставляло платить налог дважды.

Возникает ли у вас вопрос, куда стремились отнести свой налоговый кредит действующие предприятия на протяжении последних двух месяцев? Конечно нет! Только в зачет будущих платежей, ведь получить возмещение из бюджета в полном объеме более чем нереально. Что же делает государственная налоговая служба, чтобы переубедить плательщика поверить государству? Правильно, не принимает декларацию, в которой НДС отображен в «неправильной» строке. И это при том, что по упомянутому выше закону налоговый орган вообще не имеет права проверять содержание декларации при ее принятии.

С нарушением компетенции

Вопиющая незаконность распоряжения Кабмина №838 послужила основанием для его приостановки президентом, а в последующем и отмены самим правительством. Интересно, что отмена произошла тогда, когда большинство плательщиков уже простили государству НДС. Но, о чудо! На смену нашумевшему постановлению пришло новое — №1120-р, которое вводит еще более интересные нормы. Если, конечно, правила, принятые Кабинетом министров с нарушением своей компетенции в форме акта, который по закону призван регулировать только организационные вопросы деятельности самого Кабмина, можно назвать нормами права вообще.

Так, пунктом 2 распоряжения Кабмин в нарушение статьи 11-1 Закона Украины «О государственной налоговой службе» вводит дополнительное основание для налоговых проверок. Им служит все то же использование налоговых накладных, выданных в прошлых налоговых периодах. Очевидно, что недопуск проверяющих к проверке, исходя из того, что такое основание для проверки не предусмотрено законом, не повлечет для плательщика каких-либо юридических последствий.

Третий пункт распоряжения дает налоговому органу право аннулировать регистрацию налогоплательщика на добавленную стоимость, если, по его мнению, плательщик выписал налоговую накладную и не задекларировал свои налоговые обязательства. Аннулирование в таком случае должно осуществляться по Закону «О налоге на добавленную стоимость», где такое основание для аннулирования регистрации не предусмотрено вообще! Как можно реализовать такой пункт в пределах правового поля, не «подставив» под уголовную ответственность должностное лицо налоговой, которое будет подписывать решение об аннулировании?! Ведь даже точно исполнив распоряжение, оно все равно нарушит закон!

Ответ на этот вопрос не так сложен, как кажется на первый взгляд. Ведь распоряжение — это официальное разрешение главы правительства на нарушение закона. Его нельзя воспринимать вне контекста устных указаний, которые получили налоговые органы, а вместе с ними распоряжение представляет собой высочайшее разрешение на аннулирование налоговой регистрации практически любого плательщика.

Причем налогоплательщик по тому же распоряжению получает право обжаловать решение об аннулировании в Межведомственном экспертном совете по решению спорных вопросов относительно применения налогового законодательства. Что это за орган? Какие у него полномочия? Каким законом определяется его компетенция? Вопрос риторический. Однако плательщику не помешает обжаловать соответствующие решения как в традиционном (установленном законом), так и в нетрадиционном порядке.

Выжить в одиночку не получится

Странно, но до сих пор налогоплательщики не жалуются массово на очевидные нарушения закона, проще говоря, беспредел органов государственной налоговой службы, скажем, в прокуратуру, Службу безопасности. Наверное, пытаются договориться, как это принято в бизнесе. Ведь деньги любят тишину. Однако, видя размах деятельности руководства КМ Украины и ГНАУ, рискну предположить, что тихо договориться не получится. Ведь денег в стране становится все меньше, зияющую дыру госбюджета необходимо чем-то перекрывать. А, как известно, аппетит, тем более подогреваемый вседозволенностью и безнаказанностью, приходит во время еды.

Более того, очевидно, что указанные распоряжения Кабмина в сфере «налогового администрирования» — это только пробные камни, которые впоследствии приведут к реализации всех, даже самых тайных желаний, подавляемых в себе многие годы клерками в недрах ГНАУ. И представить себе, с какой следующей стороны ужалят бизнес, сегодня не представляется возможным.

Практически незаметно прошло еще одно проявление налогового нормотворчества — августовское постановление КМ Украины «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на прибыль» №895. Видимо, частично «разобравшись» с НДС, Кабмин решил сделать «шаг навстречу» налогу на прибыль. Подменяя Закон «О налогообложении прибыли предприятий» нормой своего постановления, он решил сократить возможность увеличения валовых затрат плательщиков в связи с уменьшением курса гривни. Не правда ли, редкий пример заботы правительства об отечественном бизнесе! Кабмин «внес изменения» и в Закон «О государственной налоговой службе», предусмотрев дополнительное основание для проведения внеплановых проверок плательщиков.

Что делать?

На наш взгляд, предприниматель, бизнес которого попал под незаконные действия налоговой службы, ни в коем случае не должен опускать руки, подчиняться требованиям налоговой, «прощать» свой НДС. Он должен руководствоваться нормами закона, прежде всего Закона «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами». Если декларацию не принимают, ее необходимо отослать по почте с уведомлением о вручении, описью вложенного и жалобой на действия должностного лица налоговой инспекции в соответствии с пунктом 4.1.2 закона. Если и после этого декларацию «не признают» — не беда, ведь существует только три основания, по которым это может иметь место: в декларации отсутствуют реквизиты плательщика, его подпись или печать. Поэтому, если плательщик получает подобное решение налоговой, его немедленно следует обжаловать в административном порядке.

Если налоговая самостоятельно «корректирует» сумму налогового обязательства, для этого должно быть основание — налоговое уведомление-решение, без него последствий для плательщика также никаких. Но если плательщик уже получает решение налоговой о доначислении налога, пусть смело идет в суд. В худшем случае суд — это отсрочка уплаты налогового обязательства под очень гуманный процент (120% учетной ставки НБУ). Как максимум, это возможность полностью решить свои проблемы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно