Очереди на украинской границе появляются из года в год, особенно на границе со странами ЕС. Справиться с этим явлением быстро и с учетом фактора возможных пиков движения можно, внедрив электронную очередь.
Сейчас на рассмотрении правительства находится проект постановления «Вопросы реализации пилотного проекта «Электронная очередь пересечения границы». В случае принятия постановления в ноябре, первый проект электронной очереди в Украине вполне может заработать уже в феврале 2022 года.
«Однако это оптимистический сценарий, предусматривающий быстрое согласование всеми участниками процесса всех неоднозначных положений, по которым нет консенсуса у работников пунктов пропуска и их пользователей», - отмечают Павел Кравчук и Ирина Сушко в статье «Для украинских грузовиков готовят новые правила пересечения границы».
Первый вопрос – стоимость услуг и их де-факто обязательность. Он беспокоит автомобильных перевозчиков, ведь именно водители грузовиков станут первыми, кто апробирует запланированные новации.
Проект постановления предусматривает верхний предел стоимости услуг бронирования и сервисной зоны – 15 евро. Фактически уплата этой суммы становится обязательной для всех, кто хочет пересечь границу. А перспектива возврата средств, если очереди на пункте пропуска не будет совсем, остается сомнительной.
«С одной стороны, перевозчики и экспортеры вроде бы теряют гораздо больше из-за многодневных простоев на границе. А с другой – перевозчики, в том числе представители Ассоциации международных автоперевозчиков Украины, требуют подробного обсуждения формирования тарифов с их участием», - объясняют авторы.
Кроме того, для них важным является обеспечение права на альтернативу, чтобы была возможность пересечь границу без уплаты средств.
Второй вопросом – обработка и хранение данных. Оператор сервиса электронной очереди будет аккумулировать большое количество чувствительной информации о пересечении границы грузами и гражданами Украины, которые их перевозят.
«Хотя проект постановления содержит разработанную политику обработки и хранения данных, согласованную с украинским законодательством, и физически серверы будут расположены в Украине, этот аспект требует особой тщательности, поскольку будет использоваться программное обеспечение иностранной компании», - объясняют Кравчук и Сушко.
Экспорт из Украины в ЕС неустанно возрастает, как и движение грузовых авто через границу. Многокилометровые очереди из фур, уставшие и обозленные водители, товар, который портится от задержки, – обычная картина на отечественных границах. Как можно быстро и относительно недорого решить эту устаревшую проблему и сделать украинские границы и их пересечение более цивилизованным и быстрым? Об этом читайте в статье Павла Кравчука и Ирины Сушко «Для украинских грузовиков готовят новые правила пересечения границы» в ZN.UA.