Противоправное возобновление налоговых проверок во время карантина: насколько реальны шансы их отменить?

Поделиться
Противоправное возобновление налоговых проверок во время карантина: насколько реальны шансы их отменить? © minfin.com.ua
Налоговый кодекс имеет высшую силу над законом, позволившим Кабмину снять ограничения на проведение проверок, и тем более - над постановлением Кабинета министров, которым проверки отменены.

Окружной административный суд Киева завершил рассмотрение дела, в рамках было признано неправомерным постановление Правительства, отменившее действие моратория на проведение некоторых видов проверок.  Решение суда вступит в силу после окончания срока подачи апелляционной жалобы всеми участниками дела, если апелляционная жалоба не была подана.

В то же время, подробное разъяснение ситуации, которое дает представление о перспективах апелляционного обжалования данного решения, дает "Юридическая газета".

Так, в связи с распространением на территории Украины коронавирусного заболевания Covid-19 Кабинетом министров было принято постановление от 11 марта 2020 г. № 211 "О предотвращении распространения на территории Украины коронавируса Covid-19", которым с 12 марта 2020 г. было установлен карантин и введен ряд ограничительных мер. В дальнейшем карантин неоднократно продлевался.

В то же время Верховная Рада Украины приняла ряд законов, направленных, в частности, на введение налоговых льгот, связанных с отсрочкой уплаты налогов, переносом сроков подачи налоговых деклараций, проведения проверок, начисления штрафных санкций.

Так, 30 марта 2020 г. был принят Закон Украины № 540-ІХ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (Covid-19)".

13 мая 2020 г. был принят Закон № 591-IX "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно дополнительной поддержки налогоплательщиков на период осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (Covid-19)". Этим законом в п. 522 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса были внесены изменения, в соответствии с которыми на период действия карантина был установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок налогоплательщиков.

В дальнейшем Верховной Радой был принят Закон от 17 сентября 2020 г. № 909-ІХ "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2020 год", которым Кабинету министров на время действия карантина было предоставлено право сокращать сроки действия ограничений, запретов, льгот и гарантий, установленных законами, принятыми с целью предотвращения возникновения и распространения Covid-19.

В связи с этим, на основании указанного закона № 909-ІХ, 3 февраля 2021 г. Кабинетом министров было принято постановление № 89 "О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок", которым фискальным органам разрешено проводить следующие налоговые проверки :

  • начаты до 18 марта 2020 г. и не завершены документальные и фактические проверки;
  • документальные внеплановые проверки, предусмотренные пп. 78.1.1 и/или 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса Украины, субъектов хозяйствования реального сектора экономики, сформировавших налоговый кредит за счет оформления рисковых операций по приобретению товаров или услуг;
  • документальные внеплановые проверки налогоплательщиков, по которым была получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручке по экспортным операциям;
  • документальные внеплановые проверки, предусмотренные пп. 78.1.12, 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса.

Однако, принимая Закон № 909-ІХ, законодатель умышленно или по халатности не внес каких-либо изменений в п. 522 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса, и действие указанного пункта приостановлено не было. Следовательно, с принятием Кабмином постановления № 89 между его нормами и нормами, предусмотренными Законом № 540-ІХ, возникла иерархическая коллизия нормативно-правовых актов, то есть коллизия, возникающая вследствие регулирования одних фактических отношений нормами, закрепленными в актах, имеющих разную юридическую силу.

Правилами преодоления иерархических коллизий установлено, что при противоречии нормативно-правовых актов применяются нормы, устанавливаемые в актах, имеющих высшую юридическую силу. Таким образом, нормы Закона № 540-ІХ имеют более высокую юридическую силу, чем нормы, установленные в постановлении № 89.

Кроме того, нормы, установленные в Налоговом кодексе Украины, являются специальными по отношению к нормам, установленным в Законе № 909-ІХ, поскольку именно нормами Кодекса урегулированы отношения, в частности, по администрированию налогов, в т.ч. порядка назначения и проведения налоговых проверок, и принимая во внимание вышеуказанные правила преодоления коллизий между нормами законов, имеющими равную юридическую силу, можно сделать вывод, что приоритет при применении должны иметь именно нормы Налогового кодекса, а не Закона № 909-ІХ.  

Напомним, в феврале 2021 года Кабинет министров утвердил положение, которым были сокращены сроки действия ограничений в части моратория на проведение некоторых видов проверок. Налоговая же сразу запланировала более 6 тысяч проверок предприятий на 2021 год.

Узнайте, запланированы ли проверки Налоговой службы относительно вашего бизнеса в перечне проверок, обнародованных ГНС.

В частности, в 2022 году Государственная налоговая служба запланировала проверки в 6779 компаниях, более 25% из которых - ФЛП. План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков на 2022 год обнародован на сайте ГНС.

Кроме этого, информацию можно получить через платформу открытых данных Опендатабот (в мессенджерах Вайбер или Телеграмм). Для этого достаточно ввести название или код компании.

Высокий риск проведения проверок компании:

  • у которых уровень уплаты налога на прибыль ниже на 50%, чем в среднем по отрасли;
  • имеющие отношения с контрагентами, которые находятся в розыске или ликвидированы — если сумма сделок больше 5% от всего объема сделок, но не менее 100 тысяч грн;
  • о которых есть информация по уклонению от налогообложения;
  • имеющие признаки фиктивности;
  • регистрация которых отменена в судебном порядке;
  • относительно которых установлен факт непредставления налоговой отчетности в течение двух налоговых (отчетных) периодов;
  • находящиеся в розыске;
  • которые признаны банкротами.
Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме