Основной темой международных дискуссий относительно глобального стандарта прозрачности является выбор между двумя господствующими форматами - «мягким», или стандартом EITI, и «жестким», или стандартом, заложенным в принятом в прошлом году в США Акте Додда-Фрэнка.
И как только один из вариантов, мягкий или жесткий, будет объявлен общеевропейским стандартом прозрачности, Кремлю придется определяться: или принимать западные правила игры и оставаться полноценным игроком на рынке, или переходить в статус «вне игры». Пока российский монополист лихорадочно опутывает Европу новыми газопроводами, против него готовят значительно более мощное оружие - гонку прозрачности, где страна, как это уже было, может не выдержать взятых темпов.
Украина же, находясь в стороне, также избирает статус «вне игры». Результат такой роли очевиден: страна и в дальнейшем будет оставаться непонятной для инвесторов, с высокими политическими и экономическими рисками. Она будет оставаться зоной контроля «Газпрома», и переговоры о вложении западных средств в ее инфраструктуру или месторождения россияне будут требовать вести с ними. Но даже при успешности таких переговоров украинским компаниям придется, по требованию иностранных инвесторов, обнародовать необходимую информацию относительно проектов.
Самому же «Нафтогазу Украины», пока там господствует понимание безопасности компании как полной закрытости к окружающему миру, будет перекрыт путь на ведущие фондовые рынки, чего так хотят отдельные олигархи и руководство компании.
Пока сложно спрогнозировать, какой из вариантов - жесткий или мягкий - изберет для себя Европа. Вероятнее всего, ввиду опыта прозрачной работы в энергетической сфере, Великобритании удастся принять на законодательном уровне аналог Акта Додда-Фрэнка, однако остальные «столбы» Евросоюза - Франция и Германия - слишком зависимы в решениях своих национальных правительств от энергетических компаний и вряд ли смогут преодолеть мощное корпоративное лобби. Среди их приоритетов, скорее всего, останется EITI как способ продемонстрировать прозрачность и сохранить при этом коммерческие тайны своих компаний.