Предпринята очередная попытка реформирования системы надзора за проблемными банками и их ликвидации.
Так, сейчас, согласно ст. 75 закона "О банках и банковской деятельности", НБУ вводит временную администрацию в банки в случае угрозы их платежеспособности. Администрация может быть введена при двух и более нарушениях требований НБУ; уменьшении регулятивного капитала на 30% за 6 месяцев; невыполнении 10% обязательств за 5 дней; аресте или обвинительном приговоре руководству банка; сокрытии счетов, активов, реестров, отчетов; отказе в предоставлении информации НБУ; публичном конфликте в руководстве; ходатайстве о введении администрации; рисковой деятельности, что приводит к потере активов; нарушении законодательства об отмывании доходов. После этого администратор либо санирует учреждение, либо НБУ принимает решение о ликвидации проблемного банка, пишет "Коммерсантъ-Украина".
Теперь предлагается, чтобы на первом этапе НБУ относил банк к категории "проблемных" при возникновении хотя бы одного из критериев. Это снижение регулятивного капитала и/или нормативов капитала на 10% за месяц; невыполнение банком требования вкладчика или кредитора в течение 5 дней; системное нарушение банком законодательства об отмывании доходов; подача недостоверной отчетности; систематическое необеспечение управления рисками. Кроме того, НБУ сможет установить дополнительные критерии.
При этом решение о признании учреждения проблемным является банковской тайной.
После этого банку дается до 180 дней для устранения нарушений, иначе НБУ признает его "неплатежеспособным" и передаст в ведение ФГВФЛ. Основанием для этого также станут снижение регулятивного капитала или нормативов капитала до одной трети минимально разрешенного уровня, а также невыполнение банком 10% своих обязательств в течение 10 дней. И далее уже ФГВФЛ будет назначать временного администратора и санировать учреждение.
Сокрытие информации о проблемах окажется выгодным собственникам учреждения. "С одной стороны, оставлять проблемы банка в тайне хорошо, так как вкладчики сразу не заберут все депозиты, а у банка будет время привести свою работу в порядок. С другой стороны, есть вероятность, что у собственников банка будет просто больше времени, чтобы вывести из него деньги и оставить вкладчиков ни с чем", - говорит экс-временный администратор одного из банков.
Передача санационных функций от НБУ к ФГВФЛ может усложнить систему надзора за банками. Фонд может иметь доступ к информации, влиять на банки, настаивать на определенных мерах, контактировать с Нацбанком, но казнить и миловать банки имеет право только главный регулятор, говорят банкиры.