Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило краткосрочный рейтинг Российской Федерации в иностранной валюте до "A-2" с "A-3". Одновременно долгосрочный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте подтвержден на уровне "BBB", сообщается в пресс-релизе агентства в среду, 27 июня.
Долгосрочный и краткосрочный рейтинги в национальной валюте подтверждены на уровне "BBB+/A-2", рейтинг по национальной шкале - "ruAAA", оценка риска перевода и конвертации валюты оставлена на уровне "BBB".
Прогноз по рейтингам - "стабильный".
"Подтверждение рейтингов отражает тот факт, что объем активов правительства Российской Федерации немного превышает объем обязательств вследствие бюджетного профицита в прошлые периоды и умеренного текущего дефицита, а также то, что объем ликвидных внешних активов страны превышает ее внешний долг", - заявил кредитный аналитик S&P Кай Штукенброк.
Сдерживающее влияние на рейтинги по-прежнему оказывают структурные слабости российской экономики, такие, как сильная зависимость от углеводородов и других сырьевых ресурсов, а также слабость политических и экономических институтов, которая ограничивает конкурентоспособность экономики, что влечет за собой слабость инвестиционного климата и бизнес-среды.
"Мы полагаем, что недавние выборы в Государственную думу и избрание Владимира Путина президентом страны на третий срок не приведут к значительным изменениям политического курса. В итоге мы ожидаем, что мероприятия, направленные на продвижение экономической и фискальной реформ, по-прежнему будут проводиться постепенно; мы также считаем, что российский государственный капитализм и тесные связи между политикой и бизнесом, по всей видимости, сохранятся", - говорится в пресс-релизе.
"Бюджет расширенного правительства в 2011 году был исполнен с профицитом, составившим 1,6% ВВП, чему способствовали высокие цены на нефть. "Нефтяные" доходы составили около половины доходов федерального бюджета и четверть доходов бюджета расширенного правительства. По нашим оценкам, падение цен на нефть на $10 приведет к снижению доходов правительства на 1,4% ВВП. В результате сектор общественных финансов остается в значительной степени подверженным колебаниям цен на нефть. Согласно нашему базовому сценарию, в соответствии с которым цены на нефть будут на уровне около $100 за баррель, мы ожидаем, что в 2012 году баланс бюджета ухудшится до небольшого дефицита, который увеличится до 1,5% ВВП в 2015 году. К 2014 году позицию страны как нетто-кредитора, с внешними активами, в целом немного превышающими внешний долг, как мы полагаем, сохранить не удастся", - отмечают в S&P.
"Мы ожидаем, что годовой рост ВВП до 2015 года составит примерно 3,5% и будет сдерживаться значительными ограничениями структурного характера, в том числе моделью государственно-централизованной экономики, способствующей созданию региональных монополий и препятствующей развитию конкуренции, недостаточным развитием инфраструктуры, а также бизнес-среды, неблагоприятной как для внутренних, так и для внешних инвестиций", - говорится в сообщении агентства.
Повышение краткосрочного рейтинга Российской Федерации по обязательствам в иностранной валюте до "А-2" с "А-3" обусловлено пересмотром критериев Standard & Poor's, относящихся к взаимосвязи долгосрочных и краткосрочных суверенных рейтингов. В соответствии с этими критериями краткосрочный суверенный рейтинг взаимосвязан - напрямую и исключительно - с долгосрочным суверенным кредитным рейтингом. В результате изменение краткосрочного суверенного рейтинга России по обязательствам в иностранной валюте не отражает улучшение кредитоспособности страны по краткосрочным обязательствам.
"Прогноз "стабильный" отражает сбалансированность рисков с точки зрения рейтингов. Зависимость бюджета и экономики от колебаний цен на ключевые экспортные товары в определенной степени компенсируется низким уровнем государственного долга и относительно сильной внешней позицией страны", - подчеркнул К.Штукенброк.
"Если дефицит бюджета будет выше ожидаемого нами в настоящее время, то рейтинги могут быть понижены. Это может быть обусловлено устойчивым падением цен на нефть и соответствующим снижением доходов правительства, ростом расходов, что было характерно для фискальной политики на протяжении последнего десятилетия, или комбинацией обоих факторов", - отмечается в сообщении агентства.
Позитивное влияние на рейтинги может оказать реализация правительством мер, которые приведут к расширению экономической базы и росту экономики, а также способность правительства вернуться к сбалансированной фискальной позиции на протяжении цикла колебаний цен на нефть.