Несмотря на войну, украинцы продолжают получать пенсии и социальные выплаты. Также сейчас можно обратиться за назначением пенсии.
Юрист Алена Чмона объяснила, как подать заявление на назначение пенсии по возрасту. Она напомнила, что обращение о назначении пенсии по возрасту может осуществляться в любой период с момента возникновения права на нее, однако не раньше, чем за месяц до того, как лицо достигло пенсионного возраста.
Есть три основных формата, как можно подать заявление о назначении пенсии по возрасту:
- посетив соответствующий территориальный орган ПФУ;
- через вебпортал электронных услуг ПФУ или "Дія";
- через уполномоченное должностное лицо того учреждения, предприятия или организации, где вы работаете.
«Конкретный формат зависит от того, работает ли человек сейчас. Если да, то подойдет третий пункт, а если нет – то первый или второй. Когда человек хочет воспользоваться услугами портала, то для этого необходим квалифицированный сертификат электронной подписи», – пояснила она.
Какие документы нужны для назначения пенсии
Итак, в перечне документов:
- заявление о выплате пенсии через почтовое отделение или банковские учреждения. В первом случае нужно просто указать, что заявитель хочет получать пенсию на почте, а во втором случае – добавить справку об открытии в банке соответствующего счета;
- цветная фотография (ее размеры должны быть 4х6 и она нужна, чтобы оформить пенсионное удостоверение);
- паспорт гражданина Украины;
- сведения о месте жительства;
- справка об ИНН;
- документы в подтверждение трудового стажа (трудовая книга и другие документы, определенные «Порядком подтверждения имеющегося стажа работы для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней», утвержденной Постановлением Кабмина № 637 от 12.08.1993);
- справка о заработной плате лица, которое должно включать период страхового стажа до 01.07.2000 (а начиная с 01.07.2000 – предусмотрены индивидуальные сведения о застрахованном лице).
Если пенсионер имеет особый статус (например, он военный, чернобылец или лицо с инвалидностью), нужно предоставить документы в подтверждение этого статуса. Когда речь идет о гражданах, проживающих на территории временно оккупированной АР Крым и непосредственно г. Севастополь, также должно быть заявление в произвольной форме о том, что у пенсионера нет российского гражданства.
Эксперт отметила, что документы по стажу, возрасту и зарплате представляются исключительно в оригиналах. Что касается других документов, то действующее законодательство предусматривает возможность предоставить нотариально заверенные копии. Если представление документов происходит через портал «Дія», то на сканированные копии документов накладывается электронная подпись, основанная на соответствующем квалифицированном сертификате.
ПФУ должно рассмотреть заявление о назначении пенсии в течение 10 дней, согласовав его или предоставив мотивированный отказ с объяснением порядка обжалования.
В некоторых случаях пенсионные выплаты могут быть приостановлены. Напомним, по каким причинам могут приостановить пенсию.