При этом в статье приводится внушительный перечень аргументов в поддержку своей точки зрения, первый из которых – катастрофическая убыточность нынешней системы гарантирования вкладов физлиц. "Банковских отчислений из-за масштабности кризиса и действий НБУ, практически не пользующегося альтернативными ликвидации формами воздействия на банки, катастрофически не хватает. Поэтому Фонд вынужден занимать у Минфина (госбюджета), причем недешево - по ставке на уровне 12% годовых., - аргументируют свою точку зрения авторы, подсчитав, что сформировавшаяся на конец 2016 г. задолженность ФГВФЛ достигла 125,6 млрд грн, более чем на 28 млрд превышала оценочную стоимость всех контролируемых Фондом активов на продажу по состоянию на конец 2016-го (97,5 млрд). То есть система в нынешнем ее виде - фактический банкрот. Более того, можно сказать, что ее весьма условное существование обнуляет шансы на возврат своих средств для кредиторов-юрлиц и вкладчиков на суммы свыше гарантированных 200 тыс. грн.
Помимо убыточности системы, Ю.Сколотяный и В.Сирота. отмечают неспособность Фонда гарантирования эффективно распоряжаться вверенными ему активами, а также перманентную волокиту и непрозрачность процедур принятия решений как в НБУ, так и в ФГВФЛ, на которые, ко всему, оказывают влияние и внешние факторы.
При этом правоохранительные, судебные и исполнительные инстанции вовсе не способствуют Фонду гарантирования в его деятельности, и даже наоборот. По этой причине "проблемы в работе органов правопорядка… действительно являются одними из главных бичей, если не тотальной катастрофой" и "впору говорить о полной несостоятельности всего государства, не способного надлежащим образом защищать ни свои имущественные интересы, ни своих граждан".
По мнению авторов, "для хотя бы частичного исправления ситуации требуется комплексная перезагрузка системы. Прежде всего, принципиальна своевременная реакция Нацбанка на проблемы подопечных банковских учреждений – основное условие компенсации убытков общества от банкротства банков. Однако в нынешнем состоянии банковского надзора НБУ это условие практически недостижимо. Вот и удобнее "порубить всех сплеча", переложив проблему "захоронения останков" на "смежников".
Также для реального возобновления доверия к банкам система гарантирования вкладов должна стать справедливой и начать реально защищать интересы вкладчиков и кредиторов, а не потакать массовой безответственности мелких вкладчиков в выборе депозитных учреждений. Поэтому среди важных нововведений - смена очередности выплат.
"Как бы вызывающе ни выглядело это "святотатство", - пишется в статье, - но требования НБУ и дефицит ФГВФЛ должны покрываться не до, а после требований вкладчиков/кредиторов. Нехватку же средств ФГВФЛ государство должно покрывать за счет прямых расходов госбюджета, а не прятать их в долговых обязательствах Фонда. Существующая схема процентных заимствований на покрытие временных разрывов ликвидности ФГВФЛ выглядит просто по-идиотски, когда баланс уже "разорвало" на десятилетия вперед, ведь начисляемые проценты в полтора раза превышают сумму основного долга, а общая задолженность - потенциальный оценочный объем всех поступлений".
И все же, как утверждают авторы, внедрение длинного перечня требуемых изменений не будет иметь смысла без выполнения ключевого условия - обеспечения реальной защиты прав собственности и верховенства права. Без этого, как ни тужься, не только у финансовой системы, но и у всей страны нет шансов на светлое будущее".
Подробнее о проблемах действующей в Украине системе гарантирования вкладов читайте в статье Вадима Сироты и Юрия Сколотяного "Нацбанк и Фонд гарантирования вкладов: плохая игра двух "полицейских" с огромным минусом для общества" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина