Об этом сегодня пишет Кортни Уивер на страницах Financial Times. Российский бизнес ритейла и сферы услуг годами базировались на импорте товаров из-за рубежа: от французских сыров и электроники из США до итальянской модной одежды и отдыха на праздники за рубежом. Однако после обвала рубля на 40% по сравнению с долларом, а также на фоне рецессии, которая надвигается, российские компании пытаются приспособиться.
Исполнительный директор популярного в России туристического сайта Travel.ru Марина Колесник говорит, что путешественники в этом году отказываются от западноевропейских направлений. Мало кто едет в Лондон, Мадрид или Париж. Экономический кризис заставил россиян пересмотреть свои планы на праздники. Те, кто собирался на курорты в Западную Европу, в лучшем случае переориентировались на более дешевые предложения Турции и Египта. А вместо Парижа и Лондона россияне выбирают Прагуа и Таллинн.
"Путешествия заграницу стали слишком дорогими для многих россиян. Такова, к сожалению, ситуация. Многие из тех, кто не хотел раньше путешествовать по России, теперь делают это. Люди из Москвы едут на Новый год в Санкт-Петербург. Так они заменяют европейские города", - говорит Колесник.
Обозреватель напоминает, что 5 крупных туристических компаний России в этом году обанкротились. А те, кто остался на плаву, теперь пытаются переводить свои доходы в доллары из-за нестабильности национальной валюты. Однако российские туроператоры готовятся к тому, что после праздников на рынке станет еще хуже и много кому из них придется закрыть свой бизнес.
Тем временем одна из крупнейших в России авиакомпаний UTair подала петицию о банкротстве уже сейчас. Ее должен рассмотреть суд на следующей неделе.
В это же время, отрасль ритейла тоже ощутила на себе кризис. Российская сеть моды Maratex объявила о закрытии нескольких своих сетей магазинов одежды. А британская сеть New Look решила покинуть рынок России.
"Для ритейлеров, которые оказались в затруднительной ситуации на рынке, это шанс сократить свои потери и уйти", - объясняет маркетолог компании Frontier Strategy Group Мартина Бозаджиева.
Согласно данным консалтинговой компании Knight Frank, заработок российских сетей одежды сократился на 5-10% в октябре по сравнению с этим же периодом в прошлом году. Магазины электроники же наоборот, хорошо заработали в ноябре, поскольку россияне решили не ждать обесценивания своих сбережений и купили технику.
Однако эксперты Knight Frank предупреждают, что это было лишь временное явление, и сетям электроники тоже надо готовиться к худшему. Стало меньше покупателей и в торговых центрах России. Обозреватель пишет, что в недавно открытом аутлете Crateand Barrel покупателей настолько мало, что на одного посетителя приходится два консультанта.
Один из немногих покупателей Дарья, которая работает в банке "Сбербанк России", говорит, что не испытывает никакого дискомфорта из-за падения рубля.
"Если я что-то хочу, и покупаю это. Ничего не изменилось", - говорит она.
В это же время, другой покупатель - консультант по вопросам безопасности Дмитрий Светлов - говорит, что подарки на праздники в этом году будет покупать не в торговых центрах, а на рынках в маленьких городах, где цены немного ниже.
По словам Дмитрия, на Новый год он собирался поехать с дочкой в Альпы на лыжи. Однако теперь из-за обвала рубля придется остаться праздновать в Москве.
"Обменный курс сейчас заоблачный. Нереально платить так много сейчас", - сказал он.
Эксперты прогнозируют, падение цен на нефть и девальвирующий рубль устроят коллапс российской экономике. араз рассматривается наиболее экстремальный для Кремля вариант бюджета при цене нефти 60 долл./бар. Теперь у России два варианта: сокращать бюджетные расходы или наращивать бюджетный дефицит. В это же время, с продуктами питания тоже назревает проблема. В России началась паника из-за дефицита гречки. Некоторые продуктовые лавки ввели квоты на продажу гречки. Например, супермаркет "Лента" в Санкт-Петербурге позволяет своим покупателям приобрести не более 5 упаковок гречки в одни руки.