Ни рост госдолга, ни секвестр бюджета не помогут России справиться с нехваткой доходов: ее вариант – копить, заключила рабочая группа при российском Минфине. Чтобы достичь этого, придется ужесточить бюджетные правила, советуют эксперты, пишет в среду газета "Ведомости".
На то, что средний темп роста экономики России в 2013–2017 годах окажется в 10 раз меньше, чем в 2003–2007 годах (0,7 против 7,5%), правительство не рассчитывало: еще полтора года назад прогнозы предполагали рост в ближайшие годы в среднем на 3,2%. К 2018 году экономика отстанет от планов по росту на 13%, а если брать еще докризисную концепцию долгосрочного развития 2008 года, то разрыв между планами и реальностью будет почти двукратным.
Он означает ежегодную потерю 3–4,5% ВВП доходов, говорится в докладе рабочей группы при Минфине, представленном руководителем Экономической экспертной группы Евсеем Гурвичем.
Ориентируясь на неоправданно оптимистичные – как теперь выяснилось – прогнозы, правительство принимало дорогостоящие и долгосрочные обязательства: резкое увеличение пенсий, зарплат в госсекторе. Они росли и в кризисные периоды, а в периоды экономического роста – еще больше, например рост зарплат бюджетников в среднем за 10 лет вдвое превышал рост бюджетных доходов: так формировался разрыв между обязательствами и возможностями по их финансированию. Точно такая же асимметрия формируется сейчас в оборонном секторе.
"Ситуация небезнадежная, если правительство реагирует конструктивно", – успокаивает Гурвич, пример конструктивного подхода – заморозка индексации зарплат в госсекторе и предполагаемое сокращение индексации пенсий. Но если не привести обязательства в соответствие с доходами, Россия может пойти по пути Греции, несколько лет находящейся в состоянии рецессии и бюджетного кризиса – механизм его формирования тот же.
Способ сокращения раздутых обязательств – реформы: сокращение госсектора, отказ от наиболее неэффективных расходов (например, базовой пенсии работающих пенсионеров) и повышение эффективности прочих (например, адресность социальной поддержки).
Риски бюджета и социально-экономические очень высокие, поддержала экспертов первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Но никто не живет "в модели рисков", посетовала она: "Все считают, что, случись что в банковской системе, у монополий, государство придет и начнет все разруливать". Само политическое устройство таково, что никто не размышляет о долгосрочных последствиях, продолжила она.
Отложенное повышение пенсионного возраста – одна из причин текущей проблемы с индексацией пенсий: наращивать ее нельзя, сокращать более чем на год-два тоже, иначе пенсия может оказаться ниже прожиточного минимума, привел пример цены отложенных реформ директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.
В России за 2000–2014 гг. чем ниже были цены на нефть, тем меньше были и займы: в среднем снижение цены нефти на каждые $ 10/барр. сокращало займы на 0,5 п. п. ВВП. То есть стратегия "решать проблемы по мере их поступления" для России контрпродуктивна: попытка в шоковой ситуации удержать расходы, финансируя их за счет роста госдолга, только увеличивает риски новых шоков – дорогие займы будут отвлекать все большую часть доходов на выплаты долга.
Однако и резкий секвестр невозможен, перечисляют авторы доклада причины: часть обязательств просто не может быть изменена, резкое сокращение расходов несет политически неприятные последствия, снижает доверие к бюджетной политике, а также еще больше усугубляет кризисный спад экономики.
Эксперты предлагают ужесточить бюджетные правила, взяв за базовую цену нефти ее среднее значение не за 10 лет, а за 31 год – среднюю за цикл. В 2014 г. она составила бы $ 55/барр. – близко к прогнозной ($ 50/барр.), затем росла бы примерно на 1% в год. Всю разницу между расчетной и фактической ценой нефти – сберегать.