Верховная Рада на внеочередном заседании в четверг, 20 мая, рассмотрела и приняла в первом чтении законопроект №4367 относительно корпоративного управления в банках, в частности усиления ответственности совета и правления банка, системы внутреннего контроля и управления рисками.
"За" проголосовали 258 депутатов.
Законопроект внедряет новую структуру капитала (включая буферы капитала), которая усилит способность банка поглощать убытки, а также дополнительные требования к членам совета и правления банка, в том числе к их коллективной пригодности.
Нацбанку будет предоставлено право устанавливать банкам индивидуальный размер экономических нормативов в зависимости от рискованности деятельности и право требовать изменения персонального состава совета или правления банка, если текущий состав этих органов не способен обеспечивать эффективное управление и контроль за деятельностью финучреждения.
Законопроект также уточняет отдельные нормы банковского законодательства, в частности относительно консолидированного надзора за банковскими группами, лицензирования банков, согласования приобретения существенного участия в банках и требований к их структурам собственности.
Также на внеочередном заседании приняли в первом чтении ряд законопроектов относительно расширения полномочий частных исполнителей.
Так, предлагается расширить полномочия частных исполнителей по выполнению решений до 100 тыс. гривен против любого должника (включая государственных юридических лиц и юридических лиц с участием государства) и принудительному исполнению ими постановлений по делам об административных правонарушениях.
В то же время проектом закона предусматривается постепенное уравнивание полномочий частных и государственных исполнителей, поэтому предлагается введение таких изменений со дня внесения в Единый реестр частных исполнителей Украины сведений об 1 тыс. человек, которые начали деятельность частного исполнителя, но не позднее 1 января 2024 года.
Отмечается, что целью принятия законопроекту является выполнение условия Меморандума о взаимопонимании между Украиной как заемщиком и Европейским Союзом как кредитором и Кредитного соглашения между Украиной как заемщиком и Национальным банком Украины как агентом заемщика и Европейским Союзом как кредитором (о получении Украиной макрофинансовой помощи Европейского Союза в сумме в 1,2 млрд евро).
Также законопроект предусматривает, что частный исполнитель осуществляет принудительное исполнение решений, кроме решений, по которым должником является государство, государственные органы, Национальный банк Украины, органы местного самоуправления, их должностные лица.
А также кроме решений, по которым должником является юридическое лицо, принудительная реализация имущества которого запрещена в соответствии с законом, кроме решений сумма взыскания по которым не превышает 100 000 гривен или эквивалентная сумма в иностранной валюте.
Также приняты в первом чтении законопроекты:
· №4532 О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно расширения полномочий частных исполнителей на принудительное исполнение постановлений о наложении штрафа за нарушение таможенных правил,
· №4578 О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отдельных вопросов присоединения к газотранспортной или газораспределительной системы,
· №4547 О внесении изменений в статью 128 Уголовно-процессуального кодекса Украины относительно особенностей приобретения Фондом гарантирования вкладов физических лиц статуса гражданского истца,
· №4367 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования вопросов организации корпоративного управления в банках и других вопросов функционирования банковской системы.
Ранее в НБУ сообщили о том, что до конца июня Украина должна выполнить требования Международного валютного фонда, чтобы программа stand-by была успешно пересмотрена.
В Минфине ожидают поступление второго транша в сентябре этого года, а в правящей партии "Слуга народа" рассчитывают в мае принять все необходимые для этого законы.