Верховная Рада одобрила реформу энергорынка Украины, приняв во втором чтении и в целом законопроект №0916 "Об основах функционирования рынка электроэнергии". "За" проголосовали 305 депутатов в четверг, 24 октября.
Напомним, в первом чтении законопроект был принят Радой предыдущего созыва 20 ноября 2012 года.
Им Рада ввела рынок двусторонних договоров для производителей и потребителей электроэнергии без прямого участия оптового рынка электроэнергии.
Согласно документу, рынок электрической энергии функционирует на конкурентных началах, доступ к рынку электрической энергии происходит на основании договора об участии в рынке электрической энергии.
Реформа энергорынка: хватит ли у власти силы включить свет?
Документ предполагает: введение рынка двусторонних договоров; единого рынка купли-продажи э/э "на сутки вперед"; единого балансирующего рынка; единого рынка вспомогательных услуг; розничного рынка электроэнергии; Фонда распределения стоимостного дисбаланса.
На рынке двусторонних договоров производители продают произведенную ими электрическую энергию, а энергопоставщики - покупают ее на условиях договоренности сторон относительно цены, объема, сроков поставки электрической энергии на основании заключенных двусторонних договоров.
На рынке "на сутки вперед" производители и энергопоставщики, покупают-продают электрическую энергию в ходе организованных торгов электрической энергией на следующие сутки путем заключения по их результатам соответствующих соглашений с оператором рынка.
Цены и объемы купли-продажи электрической энергии на следующие сутки определяются в соответствии с правилами рынка "на сутки вперед".
Цены на электроэнергию, сформированные по результатам торгов электрической энергией на следующие сутки, могут использоваться как индикатор при определении цен купли-продажи электрической энергии на рынке двусторонних договоров и балансирующем рынке.
На розничном рынке электрической энергии потребители покупают ее у энергопоставщиков (независимых или гарантированных).
Гарантированный поставщик осуществляет поставки электроэнергии исключительно на закрепленной территории и обязан составить договор на поставку с любым потребителем, который к нему обратился и проживает на территории деятельности поставщика.
Квалифицированные потребители электрической энергии по своему выбору могут покупать ее у любого из независимых энергопоставщиков или гарантированных энергопоставщиков.
До 1 января 2015 года бытовые потребители не являются квалифицированными потребителями электроэнергии, но становятся ими с 1 января 2015 года.
Также документ предполагает создание Фонда распределения стоимостного дисбаланса, который призван перераспределять средства между субъектами рынка и создать конкурентную среду на рынке электрической энергии.
Фонд в обязательном порядке будет изымать часть средств, полученных в ходе хозяйственной деятельности атомных электростанций, гидроэлектростанций (кроме микро-, мини- и малых гидроэдектростанций) и электропоставщиков, которые осуществляют импорт электроэнергии.
Эти средства будут перенаправляться для возмещения гарантированным покупателям разницы между стоимостью электрической энергии, купленной ним по "зеленому" тарифу и энергии, которая поставляется населению по регулируемым ценам, и рыночной стоимостью этой электроэнергии.
Кроме того, эти средства будут перенаправляться для возмещения производителям, которые организовывают производство электроэнергии на теплоэлектроцентралях или когенерационных установках, разницы между стоимостью электроэнергии по регулированным ценам закупки электроэнергии и ценами электроэнергии на рынке "на сутки вперед".
Как сообщалось, в данное время все производители электроэнергии продают продукцию в Оптовый рынок электроэнергии.
Наиболее спорной в законопроекте является норма о создании Фонда урегулирования стоимостного дисбаланса. Наполнение фонда возложено на две госкомпании - НАЭК "Энергоатом" и ПАО "Укргидроэнерго". Из этого фонда за счет средств атомных и гидроэлектростанций (принадлежащих государству) будут покрываться убытки ТЭЦ и "зеленой" генерации (находящихся преимущественно в частных руках). !zn
Читайте также:
Энергосообщество считает недостаточным темп реформ в энергетике Украины
Переход к новой модели энергорынка грозит украинской ядерной энергетике деградацией