Проект закона о государственном бюджете Украины на 2020 г. (реестр. №2000) сейчас рассматривается Верховной Радой. По логике вещей, подготовленный бюджет должен отражать приоритеты деятельности новой власти и стать финансовым планом действий нового правительства. Но по факту проект бюджета очень напоминает своих предшественников, хотя и не лишен ряда новаций с неоднозначными последствиями для украинского общества и государства.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Татьяна Богдан, доктор экономических наук, заведующая отделом государственных финансов Экспертно-аналитического центра Growford Institute. По ее словам, в проекте бюджета на 2020 г. доходы государственного бюджета запланированы в сумме 1079,5 млрд грн, что составляет 23,7% прогнозируемого ВВП. Этот показатель существенно меньше фактических доходов 2018 г. и плановых доходов 2019 г., достигающих 26,1 и 25,6% ВВП, соответственно.
"Расходы государственного бюджета в 2020 г. должны составить 1170 млрд грн, или 25,7% ВВП. Относительный уровень таких расходов должен снизиться на 2 п.п. ВВП по сравнению с расходами 2018–2019 гг. Более того, указанная величина расходов является наименьшей для периода 2013–2020 гг., - отмечает эксперт. - Сокращение расходов государственного и сводного бюджетов относительно ВВП свидетельствует об уменьшении доли государства в общих потребительских и инвестиционных расходах экономики, что, с одной стороны, может положительно сказаться на развитии частного сектора, но с другой - ограничит возможности государства предоставлять качественные публичные блага и социальные гарантии уязвимым слоям населения".
Подробнее о "подводных камнях" нового бюджета читайте в статье Татьяны Богдан "Дежавю государственного бюджета-2020" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".