Бизнес ищет варианты поставок нефтепродуктов из-за границы, несмотря на блокаду границы с Польшей. О том, что придумали предприниматели и как это повлияло на рынок, рассказывают Сергей Куюн и Наталья Курган в статье «Польское испытание для украинского топливного рынка».
Поставки бензина и дизтоплива через польскую границу в 2023 году не превышали 10%, поэтому накануне анонсированных забастовок в Польше импортеры светлых нефтепродуктов хоть и были встревожены, все же быстро стабилизировали ситуацию.
По данным авторов, по бензину рынок не ощутил каких-либо проблем, если поставки не были привязаны к автомобильному транспорту.
«Мы пытаемся перевести часть продукта на железную дорогу, но бензин с севера Польши приходится везти по большому кругу через Словакию и Румынию», — приводятся в статье слова представителя компании UPG, являющейся крупнейшим автоимпортером бензина.
Поставщиков дизеля выручили большой автомобильный парк и диверсифицированные каналы поставок. «Кроме того, сыграло на руку украинскому рынку снижение европейских котировок. Это позволило пройти недолгий период турбулентности без ценовых скачков, а со временем перейти к снижению. В середине ноября рынок уже находился в обычном для себя статусе профицита», - отмечают авторы материала. Характерно, что это несмотря на проблемы с Польшей, а также с учетом прекращения поставок из Молдовы и Болгарии.
Для бизнеса логическим выходом из ситуации стала переориентация на железнодорожный транспорт (см. рис. 3). Согласно данным enkorr, в октябре поставки дизеля по железной дороге выросли на 37%.
В то же время украинский рынок не стоит на месте. Все больше импортеров меняют маршруты, направляясь из Польши на Словакию и Румынию. Конъюнктура способствует, потому что сверхвысокие логистические затраты покрываются снижением закупочных цен. Более того, сейчас существуют все предпосылки для уменьшения цен на АЗС как на бензин, так и на дизтопливо. Этот процесс уже начался, отдельные сети снизили цены на бензин на 1–2 грн/л. Очевидно, тренд продолжится, считают авторы статьи.
Напомним, в трех пунктах пропуска на украинско-польской границе скопилось около 2800 грузовиков. Очереди на границе возникли из-за забастовки польских перевозчиков, блокирующих пункты пропуска.
Украинское правительство пытается повлиять на ситуацию, выдвигая предложения, связанные с увеличением пропускной способности на границе, и напоминая о решении Европейской комиссии о принципиальном отказе выдачи разрешений перевозчикам из Украины.