По данным ZN.UA, в настоящее время следователей интересует порядок реализации всех бюджетных программ Фонда соцстраха и госслужбы занятости. По оперативным данным, деньги воровались по семи статьям.
1. Выплаты помощи по безработице и материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного. На эти цели шло примерно 75-77% бюджета Фонда соцстраха. Повышение квалификации и материальная помощь выдавалась строго через откаты, причем нередко в этих схемах использовались «мертвые души» - получатели средств. Следствие пытается установить масштабы потерь государства, но речь идет о миллиардах. В этом криминальном бизнесе чиновники зарабатывали и на банковских операциях. Бюджетные миллиарды были средством незаконного кредитования коммерческих банков. При ставках на однодневные кредиты овернайт 11-13% государственные деньги размещались под 2-3%, а разницу руководство госслужбы и банк делили между собой в частном порядке.
2. Около 9% бюджета - почти полмиллиарда гривен - Госслужба занятости направляет на трудоустройство безработных путем предоставления дотаций работодателям. Получить эти деньги без откатов было невозможно. Широкие масштабы приняло мошенничество: учреждали свои фиктивные фирмы, которые создавали фиктивные рабочие места и принимали на работу фиктивных безработных. Живые деньги от мертвых душ чиновники в полном объеме клали себе в карман.
3. Около 8% бюджета Госслужба направляет на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных. Квалификация безработных - это вообще вопрос весьма субъективный, и каков реальный эффект от этих программ следствию еще предстоит изучить. Деньги воровались здесь с большой легкостью, потому что проверить кто, как, кого и чему научил - практически нереально. Факты таковы: несмотря на постоянное увеличение средств по этой программе (450 млн. гривен в 2011 году), количество трудоустроенных безработных почему-то не растет. Существуют веские подозрения, что система подготовки безработных была фиктивной, и нацеленной прежде всего на получение откатов.
4. 2% бюджета идет на проведение общественных работ. О том, кто принимал реальное участие в общественных работах из числа безработных и в чей карман шла оплата - предмет расследования. В 2011 году на оплату общественных работ безработными государство выделило 220 млн. гривен. Что сделано за эти деньги - вопрос риторический.
5. 13,6 % средств фонда шло на содержание исполнительной дирекции и ее рабочих органов - около 1 млрд. гривен. Коррупционная схема работы службы занятости щедро оплачивалась налогоплательщиками, причем средняя зарплата в этой структуре превышала, для сравнения, среднюю зарплату в МВД.
6. Программа создания рабочих мест для жителей угледобывающих регионов обошлась государству в 2011 году в 360 млн. гривен- примерно по 102 тысячи на каждого участника программы. Однако деньги в таком объеме, по данным следствия, ни один шахтер не увидел. Откаты и мертвые души съели большую часть этой суммы.
7. В 2010 году Госслужба занятости реализовала бюджетную программу одноразовой помощи безработным для организации предпринимательской деятельности, на которую было ассигновано 58,4 млн. гривен. Деньги были украдены почти в полном объеме. Где бизнес-планы, под которые выделялись безработным деньги, и каковы результаты этой пустой раздачи государственных денег? С января по сентябрь 2010 года 8773 безработных якобы получили от Госслужбы занятости в среднем по 6656 гривен безвозмездной одноразовой помощи! Знал ли вообще о существовании такой интересной бюджетной кормушки хоть один реальный предприниматель или безработный - проверяет следствие.
В 2011 году бюджет Фонда соцстраха составил 7,5 млрд грн.
Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Юрия Бутусова «Сливки с государственной паперти».