ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ

29 декабря, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск №52, 29 декабря-10 января

Стартовые условия нового финансового года «Всеобщий бардак - это такой специальный, отрегулирова...

Стартовые условия нового финансового года

«Всеобщий бардак - это такой специальный, отрегулированный, жестко регламентированный порядок...»

А.Лебедь, «Известия», 1996

Если следовать народной примете - как встретишь Новый год, так его и проведешь, - то можно смело предсказать, что в Новом году парламент будет бороться с госбюджетом (и победит его), правительство будет просто бороться (за себя, за доходы и займы). Национальный банк будет демонстрировать стабильность и профессионализм, Президент продолжит совершенствоваться в устроении общенационального арбитража. Все будут при деле, а общим делом станет президентская избирательная кампания и изыскание максимального количества денег для нее. Не станем долго и нудно подводить итоги и подбивать бабки старого года, просто зафиксируем положение вещей, от которого Новый год «пойдет быть».

Расходы

без бюджета

Прежде всего, есть обоснованное предположение, что если правительство и профильный комитет ВР не сойдутся в цене бюджета-99, то с принятием и подписанием госбюджета сначала парламент, а потом Президент будут волынить до конца первого квартала 1999 года. Хотя бы потому, что Верховная Рада вплотную приступила к национальной депутатской игре «загони себя в угол», или по-простому «самозапиральник». Вспомним, как это было проделано (и, главное, для чего). Как - понятно: с помощью апробированного приема всех времен и народов, состоящего в доработке представленного правительством проекта бюджета, после которой его, проект, не узнает даже родной министр финансов. Мы уже знакомили читателя с замечательным изделием «Проект бюджета-99» от Юлии Тимошенко и ее бюджетного комитета. Это, конечно, эксклюзив, но лучше было бы его никому из внешних кредиторов не показывать - из чисто гуманных соображений.

Таким образом, в парламенте оказались целых два проекта (и оба плохие): один правительственный (обычный и менее опасный при реализации) и другой - от комитета (цифры доходов и расходов которого живо напоминают об астрономии). Где есть двое, там торг уместен и, смею предположить, запланирован.

Далее. Правительство, естественно, настаивает на своем варианте. И к тому же даже принятый парламентом бюджет не считается вступившим в силу до тех пор, пока его не подпишет Президент. При таких раскладах особую прелесть приобретает вопрос: как именно, по какой такой схеме народ будет получать бюджетное финансирование «до того».

Первым свое видение этой тонкой проблемы высказал бюджетный комитет ВР. Точнее, не весь комитет, а 14 депутатов во главе с Юлией Тимошенко. В чем-чем, а в упорстве в достижении поставленной цели этой группе не откажешь, поскольку представленный порядок финансирования расходов мало чем отличается от расходной части отклоненного комитетского проекта бюджета. Правда, из «порядка» куда-то улетучились два понятия: бюджеты местных общин и взаимозачет платежей за энергоносители с помощью энерговекселей. Причем если первое исчезло по сути, то второе - скорее по форме.

Начнем с бюджетов, которые авторы проекта называют почему-то местными. Источниками доходов областных (а никак не местных) бюджетов будут: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, акцизы, плата за патент, за землю, за загрязнение среды и т.п. Кроме того, предполагается извлечь доходы из внебюджетных фондов приватизации «и других поступлений, непосредственно связанных с процессом приватизации и кредитования предприятий». Автор допускает, что из «процесса кредитования предприятий» местные власти вполне могут извлекать доходы, но все-таки комитету следовало бы уточнить, какие именно и от какого кредитования доходы будут получать областные бюджеты. Поставить, так сказать, полную и окончательную точку над «i».

Далее. Все поступления тщательно расписаны по областям, в том числе и необходимые, с точки зрения комитета, дотации. Причем суммы дотаций из госбюджета - 3,3 млрд. грн. - почти втрое превышают запланированное в кабминовском проекте. Заметим, что после тяжелых, продолжительных переговоров с правительством комитет снизил дотационную планку до 1,9 млрд.

Поскольку правительство у нас обычно не проплачивает даже то, что само себе понаписывало, можно предположить, насколько реальны цифры «от щедрот» комитета. Отсутствие реальных финансовых возможностей приведет к ручному управлению дотациями, и происходить такое дотирование будет вне зависимости от того, что схема комитета вроде бы предусматривает автоматическое перечисление сумм помесячных дотаций регионам. Перечислить-то можно - было бы что перечислять. Тут напряженка явная выходит. Правда, мудрый комитет об этом, видимо, догадывался, поскольку записал в «порядке финансирования», что ежели региону дотаций не выплатят в полном объеме из предусмотренных источников, то следует доплатить недостающее за счет госбюджета. Видимо, агромадные в этом самом госбюджете доходы будут.

Чтобы яснее было, насколько богатым в проекте комитета сделан центральный бюджет, напомним, что речь идет о временном порядке финансирования, т.е. способе делания расходов до принятия собственно бюджета-99. Так вот, комитет предполагает, что именно до этого момента следует «запретить выпуск и размещение государственных ценных бумаг на внутреннем рынке Украины». Раз - и одной (пусть и сомнительной в перспективе) статьи доходов как ни бывало. Два - и мы вспоминаем, что именно первые месяцы нового года приносят минимальное количество налоговых поступлений, и 1999 год исключением в этом плане вряд ли станет. Три - и оказывается, что внешних поступлений до принятия бюджета не предвидится. А в те доходы, которые комитет записал от всяческой рентной платы и транзита, не верит даже правительство.

Кстати, о правительстве авторы проекта «порядка» не забыли: оно обязано (вместе с НБУ) «разработать порядок целевого кредитования предприятий-поставщиков энергоресурсов». Далее в проекте излагается схемка кредитования и расчетов с госбюджетом, мало чем отличающаяся от идеи «прокачки» энерговекселей, т.е. энергетического взаимозачета в пользу бедных предприятий-поставщиков. Источники кредитных ресурсов для такой полезной операции также не указаны. Будем откровенны: парламент сам себя подталкивает к принятию, гиперинфляционных решений. Как говорил в таких случаях мой школьный учитель физкультуры, «пусть им будет стыдно». Иначе нам будет страшно.

Гривня будет стабильной. Если...

Если, к примеру, премьер-министр прекратит выступать по два раза в неделю с радостными известиями вроде: эмиссия на погашение задолженности бюджета по социальным выплатам составит один миллиард гривен, или - то же самое, но уже «составит 1,7 миллиарда». Это, знаете ли, нервирует. А также шокирует и будирует. На последних заявлениях такого рода - как премьерских, так и комитетовских, банковская система уже потеряла, по крайней мере, весь объем случившегося было прироста депозитов населения и юридических лиц.

Кстати, о банках. Глава НБУ Виктор Ющенко, как нетрудно догадаться, как раз и является естественным автором сакраментальной фразы «гривня будет стабильной». Он же, подводя на днях итоги уходящего года, определил и условия, при которых можно рассчитывать на сохранение упомянутой стабильности. Прежде, чем взглянуть на эти условия, напомним, что парламент слушал, но не рассматривал представленные Виктором Ющенко «Основы кредитно-денежной политики НБУ на 1999 год». Вкупе с проектом закона о Национальном банке эти отложенные до принятия бюджета «основы» изображают довольно весомый аргумент влияния на Нацбанк. Тем не менее, пока что особых новшеств (а ля «бюджетная революция») в политике главного банка не намечается.

Базовые показатели и маяки своей политики НБУ, по словам Виктора Андреевича, согласовал с правительством еще во времена первого проекта бюджета. Показатели таковы: прирост денежной базы - полтора миллиарда гривен, широкие деньги в обороте - 18,5 млрд. (т.е. плюс 2 миллиарда). Предполагаемый объем эмиссии - за все про все полтора миллиарда гривен. При этом НБУ тихо надеется, что ему удастся сократить финансирование правительства из своих закромов на 1,2 млрд., в результате чего может произойти реальный прирост кредитных вложений в экономику процентов на пять.

При прочих равных (20% инфляции) ориентировочная ставка НБУ может изобразить цифру 37 или, скажем, 40%. Что же до курсовой политики, то Виктор Ющенко не скрывал «склонности правления Национального банка к определенной модели демонстрации валютной политики 1999 года». Модель эта называется валютным коридором, а что до его рамочек, то, по признанию главы НБУ, плох тот Центральный банк, который декларирует валютный курс при непринятом бюджете. Впрочем, Виктор Ющенко обещает, что «валютная политика не будет серьезно отличаться от тех правил, к которым рынок уже привык. И не должно создаваться впечатления, что 31 декабря в двенадцать часов мы объявим новый валютный курс и шок будет на весь рынок. Поверьте, что этого не будет».

А теперь о том, что есть на самом деле. То есть о причинах, по которым стабильной гривни может и не случиться. Например, ее может не случиться по причине бюджета. Точнее, по причине ну очень немаленького потребления бюджетных средств правительством, областями, комитетами и прочими полезными их владельцам приспособлениями. А если серьезно, то доля перераспределяемых через бюджет ресурсов и в самом деле непомерно велика, причем в проекте бюджета от комитета она больше, чем в правительственном, чем и объясняется явное предпочтение автором правительственного проекта как меньшего, но зла.

Впрочем, и правительственный вариант предусматривает антистабильные мероприятия. Например, выпуск и выкуп ОВГЗ - Нацбанком на 610 млн. грн., коммерческими банками - миллионов на 700 - 800. Если тупо сложить эти числа, получится сумма, приблизительно равная объему запланированной на 1999 год эмиссии НБУ, и останется глухо непонятным - за счет каких средств начнут прирастать кредиты в реальную экономику. Еще темнее становится, когда речь заходит о предстоящем погашении и обслуживании внешних займов (700 млн. долл.). Интуитивно ясно, что изыскать требуемую сумму можно только в МВФе. В том самом, которому мы советовали ни в коем случае не показывать революционный документ, который в ВР называют проектом бюджета...

Предаваясь пессимизму, можно констатировать, что в год президентских выборов (как и в год выборов парламентских) избежать бюджетного кризиса не удастся. А значит, вряд ли удастся соблюсти сформулированные Виктором Ющенко внешние (не зависящие целиком от НБУ) условия стабильности гривни: сократить бюджетное потребление и минимизировать (хотя бы до оговоренных 610 миллионов) кредитование правительства Нацбанком. Причем до тех пор, пока не удастся проделать указанные упражнения, цена денег в реальной экономике будет по-прежнему оставаться высокой, банковская система - слабой, бизнес - теневым, капитал - закордонным.

Простая логика подсказывает, что лучше всего принять бюджет на один квартал и этот квартал прожить, получив не слишком страшные результаты. Все остальное - не более, чем прогнозные маяки. Но как показали парламентские торги, о простой логике говорить тут не приходится. Ни при прогнозировании роста ВВП на один процент, ни при лобовых требованиях 5,2 млрд. субвенций регионам «на энергоносители».

Что бы ни решил парламент по поводу бюджета-99, самое интересное ждет нас в следующем году. Так что с Новым годом вас, с новыми выборами, с новыми неприятностями. Вы думаете, их не будет? Будут.

Светлана РЯБОШАПКА

* * *

Когда верстался номер, Верховная Рада после нескольких этапов сложнейших согласований все-таки утвердила основные показатели бюджета на 1999 год. Как сообщает агентство «Интерфакс-Украина», объем доходной части консолидированного бюджета определен в 34 млрд. грн., в том числе 1,9 млрд. грн. - дотация регионам. Дефицит бюджета утвержден на уровне 1% от ВВП, или 1,24 млрд. грн. Также в текстовой части закона зафиксировано 5,2 млрд. грн. энергетических субвенций регионам, в том числе 2,4 млрд. грн. - за счет поступлений от государственного материального резерва и 2,8 млрд. - за счет погашения нефтегазовыми компаниями долгов за прошлые периоды.

За решение проголосовали 272 депутата, против - 114, воздержались 4 из 405 парламентариев.

По мнению экспертов «ЗН», предварительный счет в игре под названием «Бюджет-99» - 5,2 млрд. грн. в пользу комитета. Заседания продолжаются.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно