Об в этом в своей статье "Прощание с ДонБассом" для ZN.UA пишет Игорь Маскалевич. При этом он отмечает, что запасы антрацитов и полуантрацитов рухнули на четверть. А именно на таком угле работает половина из 14 крупных украинских ТЭС.
После первой партии южноафриканского угля немного улучшилась ситуация для теплоэнергетики, однако это вызвало крупный скандал из-за цен и качества. Теперь из стран дальнего зарубежья, добывающих антрацит, предстоящей зимой стоит рассчитывать только на Австралию. У нее уже начал покупать уголь Ринат Ахметов.
Тем временем угольный конфликт привел к тому, что объемы планируемых поставок из ЮАР, предназначенных государственному "Центрэнерго", могут сократиться вдвое от изначально запланированных, - до полумиллиона тонн.
"Впрочем, свято место пусто не бывает - тут же появился "русский" уголь. Договоры заключены на поставку 320 тыс. т угля украинского происхождения и 509 тыс. т российского энергетического угля. Вместе с южноафриканским это составит 1,08 млн т. В сообщении "Центрэнерго" говорится о том, что это - следствие "распоряжений правительства по поводу принятия исчерпывающих мер по диверсификации источников энергетического угля". В "переводе" с общебюрократического это значит, что половина указанного объема будет поставлена из России", - идет речь в статье.
"Интересна и формулировка "уголь украинского происхождения". На контролируемой украинскими властями и войсками территории нет работающих шахт, добывающих энергетические марки угля. Так что, скорее всего, речь идет о зависших на оккупированной Луганщине запасах с возможностью поставки через территорию РФ", - отмечает автор статьи.
При этом, согласно статистике Минэнергоугольпрома, оказалось, что еще в октябре на экспорт ушло до 40 тыс. т угля марки "А", а по Донецкой железной дороге было отгружено 76 тыс. т угля марок "А" и "Т". "И это в то время, когда Украина отчаянно искала эти марки угля на рынке. В министерстве считают, что это уголь с "копанок", и что кто-то неплохо на этом нагрел руки", - идет речь в статье.
Как отмечает автор текста, по существу, вдобавок к критической зависимости от российского газа и ядерного топлива, мы легко и непринужденно "сели" еще и на энергоугольную "иглу".
Кроме того в июле-августе сепаратисты начали методично подрывать мосты на Донбассе, быстро парализовав таким способом перевозки угля по железной дороге. По странной случайности, железнодорожное направление на Россию почти не пострадало.
"В итоге отгрузка угля в адрес украинских покупателей упала в два-три раза, и его перевозка из районов, контролируемых сепаратистами, стала возможна только через территорию все той же России", - идет речь в статье.
Более подробно о том, что ждет угольную промышленность и откуда Украина будет брать уголь, чтобы покрыть хотя бы минимальные потребности, читайте в статье Игоря Маскалевича "Прощание с ДонБассом" в свежем выпуске газеты "Зеркало недели. Украина".