Благотворительные и общественные организации, оказывающие военную помощь Вооруженным Силам Украины, сталкиваются с задержками на несколько недель в поставках критически важных беспилотников, электроники и пикапов – из-за протестов польских водителей, заблокировавших на границе с Украиной более трех тысяч грузовиков с коммерческими товарами.
Хотя протестующие утверждают, что пропускают гуманитарную и военную помощь, многие ресурсы, необходимые вооруженным силам Украины, покупаются гражданскими организациями и перевозятся коммерческими грузовиками, которым не дают проезжать через блокаду, сообщает Reuters со ссылкой на три источника в отрасли.
ВСУ в значительной степени полагаются на сотни миллионов долларов вспомогательных поставок таких предметов, как дроны, транспортные средства и бронежилеты, от украинских благотворительных организаций на протяжении всей войны.
Тарас Чмут, глава благотворительного фонда «Вернись живым», рассказал, что десятки систем ночного видения и пикапов, а также сотни беспилотников, закупленных его фондом, застряли на границе на несколько недель.
«Это не очень хорошо, потому что они привязаны к проектам, срокам и дедлайнам… Дела продвигаются, но медленнее, чем раньше», – сказал Чмут Reuters, добавив, что фонд пытается договориться с польскими властями о беспрепятственном прохождении их помощи.
«Пикапы все приходят из-за границы, комплекты ночного видения все приходят из-за границы… Беспилотники FPV приходят только из-за границы, и это [блокировка] тормозит нашу работу», – отметил Чмут.
Протесты на границе влияют на производителей военной техники, говорит Виктор Долгопятов, управляющий «Инженерным корпусом», некоммерческим предприятием, производящим различные виды оборудования, используемого украинскими вооруженными силами.
«Если блокада будет продолжаться, это может стать, и уже становится большой проблемой», – сказал Долгопятов.
Он рассказал, что блокада границы привела к задержке поставок деталей для машин на его заводе, а также компонентов для блоков питания, используемых в двигателях беспилотников и радиостанциях.
«Я убежден, что большое количество деталей, предназначенных для частных предприятий, работающих над оборонными проектами, к сожалению, сейчас стоят на границе», – сказал он.
По словам Долгопятова, проблема состоит в том, что самый дешевый способ отправить товар из Польши – это перевезти его вместе с другими грузами в больших грузовиках, что увеличивает вероятность того, что они будут задержаны на длительное время. Дальнобойщики, пропускающие военные грузы, часто не делают этого с товарами двойного назначения для поддержки военных усилий и едут в общей очереди.
Потенциальный способ обойти блокаду – перевозить не грузовиками, а обычными автомобилями, но это гораздо дороже.
Анатолий Акулов, управляющий благотворительным фондом «Украина в броне», доставляющий как военную, так и гуманитарную помощь, сказал, что стоимость перевозки из Польши в Украину, которая обычно составляет 1700-2300 долларов за контейнер, в ноябре выросла до 5000 долларов.
Акулов сообщил, что доставка деталей для беспилотников и гуманитарных грузов задерживается. Груз рыболовных сеток, предназначенных для использования в качестве противодронных сеток, задерживается уже третью неделю.
«Для того чтобы привезти подержанные рыболовные сетки для защиты наших солдат от российских беспилотников, мне нужно по меньшей мере 10 тысяч долларов», – сказал Акулов.
Напомним, на фоне блокады украинско-польской границы послы стран Балтии в Варшаве выразили демарш польским властям.
Блокировка польскими перевозчиками пунктов пропуска ежедневно генерирует новую теорию заговора, – рационального в действиях поляков не найти. Более того, ущерб Польше таков, что мы не удивимся, если местные предприниматели в конце концов выйдут на протесты против протестов местных автоперевозчиков. Опираясь на цифры, ситуацию объясняет Юлия Самаева в статье «Блокада границы. Что следует объяснить полякам, чтобы ее прекратить» на ZN.UA.