POLITICO о раскрытии экономического потенциала Украины: на что делать ставку

Поделиться
Успех послевоенного восстановления экономики будет зависеть от инвестиций частного сектора, – говорится на страницах издания.

Автор статьи Даг Деттер является советником правительств и международных финансовых организаций, как МВФ и Всемирный банк. Ниже приводим перевод его статьи для POLITICO об экономике Украины.

Восстановление Украины требует комплексного использования всех потенциальных источников и методов финансирования для улучшения частного инвестиционного климата в стране. И центральным в этих усилиях является эффективное управление огромным государственным сектором Украины, содержащим ценные государственные активы, которые могут служить значительным источником финансирования.

До войны государственные активы составляли наибольший сегмент богатства в Украине и считались пораженными неэффективностью, коррупцией и мошенничеством. И сегодня государственный сектор все еще является краеугольным камнем экономической системы страны, а также ее военных усилий.

Однако только надлежащее управление этими активами может генерировать стабильные годовые потоки доходов, способствуя экономическому росту и развитию. Государственные предприятия в таких секторах, как энергетика, транспорт, финансы и недвижимость могут сыграть решающую роль в экономической реструктуризации и восстановлении Украины. А трансформационные изменения в управлении государственными активами могут повысить конкуренцию, производительность, эффективность и внедрить европейскую бизнес-практику, придающую приоритет прозрачности и подотчетности.

В соответствии с этим правительство Украины недавно объявило о своем намерении создать Фонд общественного благосостояния (ФОБ, PWF) для управления государственными активами. И, опираясь на опыт европейских реформ — от недавних в Греции до состоявшихся столетия назад в Италии, Украина могла бы научиться на предыдущих просчетах и четко отделить политику от коммерческих целей.

Успех экономического восстановления и роста Украины зависит от инвестиций частного сектора, которые в свою очередь будут зависеть от прозрачности. Учитывая нынешний масштаб государственного сектора и его присутствие в конкурентоспособных отраслях, частным инвесторам будут необходимы гарантии того, что государственный портфель функционирует исключительно на коммерческих началах, без предубеждений, обусловленных политикой, несправедливых преимуществ или искажений рынка. Таким образом, реструктуризация управления государственными активами будет служить воротами для более широкого инвестирования в страну и ее будущего развития как устойчивой рыночной экономики.

Кроме того, реструктуризация государственного сектора и создание внутренних потоков доходов окажут влияние на международные донорские потоки. Демонстрация способности Украины финансировать собственную реконструкцию, а также избегание расточительности будет иметь решающее значение для обеспечения эффективного использования средств международных доноров.

Повышение стоимости портфеля через профессиональное управление активами также повысит устойчивость долга. Международные исследования постоянно показывают, что страны с высшим государственным капиталом, определяемый как активы минус обязательства, быстрее восстанавливаются после рецессии и получают выгоду от более низкой стоимости заимствований.

Для достижения этих целей следует рассмотреть несколько рекомендаций: во-первых, в центре внимания должна быть максимизация стоимости с помощью единого объективного подхода — формирование процесса в финансовом плане с четкими целями и временными рамками оказывается более эффективным, чем рассматривать его только как реформу корпоративного управление.

Кроме того, консолидация собственности и управления в независимую холдинговую компанию, которую обычно называют PWF, чрезвычайно важна, поскольку эта централизация способствует введению дисциплины в частном секторе, обеспечивая четкую ответственность, подотчетность и подход, согласованный с принципами частной собственности.

Хотя концепция ФОБ обсуждалась в Украине в последнее десятилетие, безрезультатные дебаты относительно хранителя фонда до сих пор препятствовали его созданию. Чтобы преодолеть это препятствие, независимый PWF должен действовать на расстоянии вытянутой руки от краткосрочного политического влияния — и Министерство финансов лучше подходит как единственный хранитель, учитывая его роль в улучшении государственного капитала и эффективном распределении капитала в рамках управления государственными финансами система.

Тогда рынки капитала должны играть решающую роль в обеспечении внешнего надзора и привлечении международных заинтересованных сторон. Международное участие будет жизненно важным для обеспечения правильного создания холдинговой структуры — и как поддерживающей реформаторов в украинской администрации. Использование рынков капитала, например, выпуск облигаций для холдинговой компании, также способствовало бы прозрачности и привлечению международных инвесторов.

Профессиональное владение государственными коммерческими активами имеет важное значение для достижения эффективности, более высокой прибыли, повышения производительности и инвестиций. Для этого нужны профессиональные менеджеры, предпочитающие коммерческие цели. И принципы надлежащего управления, включая прозрачность, четкие цели и политическую изоляцию должны поддерживаться, чтобы максимизировать отдачу.

Соблюдение рамок Европейского Союза и торговых соглашений также потребует избегания государственных субсидий. Все коммерческие структуры независимо от формы собственности должны действовать в равных условиях.

Сейчас Украина стоит перед политическим выбором развития своей экономики. Профессиональное управление государственными активами не сложно, но требует непоколебимой политической воли и согласованных усилий правительства. Успешное введение дисциплины частного сектора в государственном портфеле приведет к дополнительным доходам для правительства, которые, по оценкам, эквивалентны 3-5% ВВП в год, а также к экономическому росту, непосредственно влияющему на прямые иностранные инвестиции, — критический компонент послевоенного восстановления Украины.

Украина должна использовать все доступные возможности для получения государственных доходов и создания среды, привлекательной для инвестиций частного сектора, что будет способствовать послевоенному экономическому росту.

Эффективное управление государственными активами будет иметь ключевое значение для восстановления. И тщательное, профессиональное и коммерчески ориентированное управление государственными активами страны также должно быть центральным в программе поддержки ЕС для Украины и ее процесса вступления.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме