Погоду в обувной отрасли делают сильные предприятия. Это не нуждается в доказательствах. Ведь производство обуви технологически довольно сложное. Без дорогого оборудования, современных технологий, высококвалифицированных работников здесь не обойтись. Для выпуска обуви нужна хотя бы небольшая фабрика. По данным Лиги производителей обуви, кожгалантереи, меховых изделий и кожаных товаров «Укркожобувьпром», в Украине зарегистрировано около 1, 5 тыс. предприятий, изготавливающих обувь и комплектующие изделия к ней. Именно они дают больше всего отчислений в бюджеты всех уровней и работу свыше 120 тысячам квалифицированных работников. Кроме того, изготавливают обувь десятки тысяч малых предприятий, которые делают это в неприспособленных помещениях.
Тем не менее, вопреки немалому количеству отечественных производителей, на рынке Украины преобладает продукция, произведенная в Китае. Хотя на ней может быть и не написано made in China, ситуацию это не меняет. В прошлом году в Украину было ввезено 122 млн. пар импортной обуви, из них 109 млн. пар - китайской, что на 70% больше, чем импортировано в Украину в 2009 году. Связано это прежде всего с тем, что made in China намного дешевле украинской.
Из магазина в аптеку
Впрочем, покупая дешевую китайскую обувь, потребитель мало что знает о ее качестве. Невысокая цена и привлекательный внешний вид делают свое дело. Но проходит немного времени, и обувь становится непригодной. Мастера обычно только качают головой. Такое, говорят, не ремонтируется. Ради справедливости следует отметить, что некачественными могут быть не только китайские изделия. Украинские производители тоже грешат. В первый же дождь ваши ноги намокают. А незначительная складка через день-два становится причиной того, что вы бежите в аптеку за пластырем. Это в лучшем случае. Значительно хуже, когда приходится идти к хирургу.
По словам врачей-ортопедов, украинская стопа существенным образом отличается от той же итальянской. Тем более - китайской. Свои антропологические особенности имеет человеческая стопа в каждом регионе. И это является основой для комфортности и безопасности обуви. Очень многие итальянские и турецкие колодки заужены в носках, они плоские. Поэтому серьезные производители, ввозящие в Украину комплектующие изделия, прежде всего колодки, такие вещи учитывают. Они заведомо заказывают колодки, скорректированные на украинского потребителя. Например, во Львове это делает предприятие «Стептер». Впрочем, есть и производители, которые на такие «детали» не обращают внимания. Как следствие, покупатели сетуют на напрасно потраченные деньги, на некомфортную обувь.
Люди не знают, что покупают
- Потребители действительно мало проинформированы о том, что они покупают, - говорит президент общественной организации товаропроизводителей лиги «Укркожобувьпром» Александр Бородыня. - Помочь им должны сами производители. Недавние исследования показали: 70% покупателей считают, что они купили обувь из натуральной кожи, а фактически из 109 млн. пар китайского обуви, завезенной в Украину в прошлом году, только в 6% случаев материал соответствовал заявленному. Так что покупатели были обмануты.
Специалисты также утверждают, что изделия из кожи - дорогое удовольствие. Настоящая кожаная мужская обувь стоит не менее 100 долларов за пару. Но кожа бывает разной. Сегодня производители делят ее на несколько слоев. Верхний слой - это настоящая кожа, не пропускающая влаги. Нижний слой - также кожа, но другого качества. Ее пропитывают химическими растворами, красят и выдают за чистую кожу. Как правило, она на 40-50% дешевле. Неспециалисту сложно отличить одну кожу от другой. Она также пахнет кожей, но это изделие второго сорта. Кроме того, на рынке есть много продукции из синтетической кожи. Ее также нередко выдают за чистую кожу. Отличить синтетическую кожу от натуральной довольно сложно. В 95% случаев действует правило: если видимые края деталей обуви согнуты так, чтобы был незаметным срез, - это обувь из синтетиков.
- Очень часто по внешнему виду обуви даже специалист неспособен определить ее качество, - рассказывает Александр Бородыня. - На прилавке будут стоять две пары обуви, одинаковые внешне, но разные по цене. Не надо быть провидцем, чтобы угадать, какое изделие выберет покупатель. Но первая пара может быть сделана из добротных материалов, а вторая - нет. Сориентироваться потребителю в таких тонкостях непросто. Поэтому в лиге «Укркожобувьпром» решили помочь производителям качественной обуви. Впервые среди групп товаров мы предлагаем программу продвижения товара лучших производителей. Функцию подсказки будет выполнять торговый знак «Я люблю украинское». Лига позволит наносить этот знак рядом со своим логотипом всем производителям, которые будут на хорошем счету на рынке.
Такая практика существует в Италии, стране, диктующей моду на обувь. Каждая фирма выпускает изделия под своей торговой маркой. Потребитель нечасто запоминает, изделия какой фирмы он купил в прошлый раз. Поэтому ориентируется на бренд made in Italy. Именно бренд служит ему определенной гарантией качества и добротности обуви. В Украине пока что такой практики нет. Хотя есть немало производителей, гордящихся тем, что они украинские производители, и маркируют свою обувь «Сделано в Украине».
Бизнесу нужны ориентиры
- Производить сегодня очень невыгодно, - говорит глава правления ОАО «Бориславская обувная фабрика» Богдан Андрушко. - Если у меня пара обуви стоит около 100-150 грн., то посредник продает ее, по меньшей мере, за 250-300 грн. Не вложив ни копейки, зарабатывает намного больше. Производитель вынужден самостоятельно решать очень многие проблемы. Одна из них - квалифицированная рабочая сила. Крайне дефицитна профессия швеи. Этих специалистов не готовит ни одно техническое училище.
В несколько лучшем положении находятся небольшие частные предприятия. Они более мобильные. К тому же могут продавать свои изделия за наличный расчет. Акционерные общества такого права не имеют. Они должны уплатить все налоги. Чем дороже продадут, тем больше платят в бюджет. Также невыгодно иметь собственную сеть магазинов. Вообще же производителям как воздух нужна стабильность в экономике. Например, в Польше три года назад бензин стоил 5,3-5,4 злотых за литр, такой цена остается и теперь. Это дает возможность производителям планировать производство на долговременную перспективу.
Еще один фактор, содействующий успешной продаже китайского обуви в Украине, - его дешевизна. Как уже отмечалось, в прошлом году в Украину было завезено 109 млн. пар обуви немного больше трех долларов за пару. Именно такую цену выставляют китайские фирмы. Дешевая рабочая сила, развитые технологии позволяют диктовать низкие цены, - что в природе китайцев, но украинским производителям от этого не легче. Какой же рецепт защиты?
- Он очень простой, - считает А.Бородыня. - Это высокое качество товара. Украинские предприятия также должны покупать современное оборудование, заимствовать новые технологии. На рынке остаются только те, кто инвестирует в развитие. Ныне украинские производители массово посещают итальянские выставки, закупают оборудование и прочее оснащение.
Отечественные обувщики сегодня пытаются отвоевать собственный рынок у китайских и турецких производителей, освоить чужие. Если еще 30 лет назад вся Украина ежегодно выпускала до двух тысяч моделей обуви, то теперь ассортимент только одной фабрики среднего размера составляет около 500 моделей. Так старается работать каждое предприятие, которое хочет конкурировать на рынке. Но это очень непросто. Современное оборудование чрезвычайно дорогое. Например, машина для прикрепления каблука к подошве стоит 25-30 тыс. долл. А оборудование для раскроя кожи - вообще свыше 100 тыс. евро. Эти средства бизнес может только заработать.
- Главное - сохранить собственный потребительский рынок. Это база и условие развития для украинских производителей, - говорит директор ООО «Артикул» (ТМ «Лидер») Наталия Нечипоренко. Львовское предприятие «Лидер» специализируется преимущественно на выпуске женской обуви. Но два года назад здесь начали шить и детскую.
Еще лет десять назад в Украине не было собственного производства подошв. Теперь на 60-70% отрасль уже обеспечена этими комплектующими. Такая же ситуация могла быть и с оборудованием для этой отрасли, если бы на нее был спрос.
Но в течение последнего года в обувной промышленности, по словам Александра Бородыни, наблюдается обеспокоенность перспективой. Чтобы развивать производство, говорит он, надо знать, как будет развиваться этот сектор рынка в ближайшие 5-10 лет. Что будет с «серым» импортом, налогами на заработную плату, какой будет квота для импортеров и т.н. Предприятия инвестируют, рассчитывая на будущую прибыль. Если экономика, ситуация с налогообложением в стране будет стабильной, это положительно повлияет на планы инвестирования.
Поэтому правительство Украины должно помочь своим производителям. Власть должна учиться защищать отечественных товаропроизводителей. Для этого достаточно законных методов регулирования импорта. Речь не идет о закрытии рынка.
Конечно, производителям, возможно, было бы значительно комфортнее работать на собственном рынке, если бы в государстве существовала высокая импортная пошлина. Однако, по мнению А.Бородыни, нынешних 1% вполне достаточно, чтобы стимулировать конкуренцию на рынке Украины. Иное дело, что в стране есть «серый импорт», который и портит эту конкуренцию. Поэтому сейчас лига собирает доказательные материалы для инициирования антидемпингового расследования относительно китайских производителей обуви. В среднем таможенная стоимость пары этой обуви составляет около 2-3,5 доллара. Такого не может быть, ведь в магазинах совершенно другие цены.
Кроме того, в государстве практически остановился рост заработной платы. Вместо этого повышаются цены на коммунальные услуги, продукты питания, транспорт, а население начинает экономить на одежде и обуви. Преимущество люди отдают дешевым изделиям. Но «дешевая рыбка - плохая уха».