Об этом в своей статье для ZN.UA пишет руководитель экономических программ Института общественно-экономических исследований Ярослав Жалило.
Автор констатирует, что реализация реформ в Украине выявила феномен мощного системного сопротивления реформам. Общество (в том числе экономическое сообщество) хочет не реформ, а результатов реформ, и вместе с тем находится в "институциональных ловушках", которые становятся помехой их проведению.
"Такие "ловушки" - укорененность теневой экономики, устойчивость олигархической модели отношений власти и бизнеса, патерналистская модель социальной защиты и т.п.", - говорится в статье.
Жалило указывает, что "Институциональная ловушка" - проблема значительно более мощная, нежели отсутствие политической воли, на которую сейчас принято списывать непоследовательность реформ. Это объективное препятствие, состоящее из оппортунистического поведения миллионов людей и преодолеваемое только изменением институтов и внедрением новых практик поведения.
По мнению автора, содержанием и одной из практических составляющих "плана Маршалла 2.0" для Украины должно быть смещение акцентов помощи на формирование в стране новых современных европейских институтов.
"Направлениями такой помощи могли бы стать форматирование управленческих институтов, обучение служащих, содействие формированию общественных институтов, особенно в сферах коммуникации с властью и общественного контроля, внедрение технологий электронного управления, повышение дееспособности территориальных громад и т.п.", - указывает эксперт.
Помощь на этих направлениях, по его словам, предоставляется уже более десятилетия, но точечно, чего недостаточно для массовой институциональной модернизации страны.
При этом, целевая функция институциональной модернизации заставляет по-новому посмотреть и на критерии выбора приоритетов для инвестирования в рамках плана. Приоритеты должны определяться, исходя не из скорости роста и масштабов отдачи от инвестиций, а из задач создания условий для стабильности и необратимости реформ.
"Оптимальным содержанием инвестиционного плана должно было бы быть институциональное инфраструктурное инвестирование долгосрочных проектов, в которых коммерческий эффект не является определяющим, - в транспортной, энергетической, коммунальной, социальной инфраструктуре, логистике, реабилитации депрессивных территорий", - указывает Жалило.
Ранее глава представительства Украины при ЕС Николай Точицкий сообщил, что украинско-литовский проект "плана Маршалла" для Украины был представлен в европейских институтах и Еврокомиссия серьезно к нему отнеслась.
Как сообщил первый вице-премьер-министр - министр экономического развития Степан Кубив. "План Маршалла для Украины" рассчитан на десять лет и в среднесрочной перспективе (2018-2020 гг.) предусматривает выделение по 5 млрд долларов в год.
Подробнее о новых инициативах относительно "плана Маршалла" для Украины читайте в статье Ярослава Жалило "План Маршалла 2.0 или очередной клад гетмана Полуботко?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".