Перекрытие контрабанды топлива станет тестом для нового руководства ГФС – эксперт

8 мая, 2015, 16:12 Распечатать

Сергей Куюн описал конкретные шаги, которые следует предпринять, чтобы вывести из тени рынок бензина.

Половина рынка топлива Украины находится в "тени" © Андрей Товстыженко, ZN.UA

Самым ярким и быстрым тестом на готовность к реформам нового руководителя Государственной фискальной службы Романа Насирова станет администрирование топливных налогов.

Об этом в статье для ZN.UA пишет руководитель "Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.

Автор уверен, что "если новый менеджмент госслужбы реально хочет добиться результата, а не станет снова рассказывать о необходимости разработки какой-нибудь программы или стратегии, результат будет виден очень быстро".

"Определить следы контрабанды или фальсификата можно невооруженным взглядом. Для этого достаточно провести анализ цен на АЗС. Уверенно можно говорить о том, что если цена на бензин более чем на гривну ниже от уровня национальных "белых" компаний (WOG, ОККО, "Лукойл", ТНК, Shell, "Параллель", Socar), то в данном случае имеет место полная или частичная неуплата налогов", - пишет автор.

Читайте также: Украинцы купили на 20% меньше бензина в прошлом году

"В Европе вы не встретите разницы в ценах на бензин больше, чем на пять евроцентов на литре, по минимальным ценам торгуют автоматические АЗС, на которых нет персонала. В Украине же разница достигает более 10%, что невозможно в одинаковых конкурентных условиях", – говорит один из экспатов в топливной отрасли, пожелавший остаться инкогнито.

"Ситуация на ладони. В Украине есть лишь одно крупное внутреннее производство топлива, обеспечивающие около 15% рынка. Речь об "Укртатнафте", полностью работающей на сеть группы "Приват" ("Авиас", "Укрнафта", ANP и др.). Именно поэтому крайне смешно видеть кременчугские сертификаты на многих других заправках, ведь днепропетровской группе временами самой не хватает бензина со своей "Укртатнафты".

Логично утверждать: все, что не внутреннего производства, – импорт. Иначе говоря, в идеальном мире все, кроме "Привата", торгуют привозным товаром. В ценах на импорт чудес не бывает, все покупают по единым мировым ценам, колебания в лучшем случае составляют $ 5-10 на тонне. В свою очередь разница на колонках в 2-2,5 грн/л и более означает преимущество в ценах на $ 100-130/т – колоссальные деньги по меркам нефтяной отрасли. Фактически речь идет о том, что торгующие по минимальным ценам операторы работают без наценки или попросту в убыток. Может такое быть? Поскольку на закупочной стоимости не сэкономишь, то пространство для маневра дают только налоги", - говорится в статье.

По информации Куюна, контрабандисты прочно закрепились в периферийных портах Одесской, Николаевской и Херсонской областей.

"И если об одесских контрабандистах известно давно, мол, они там были при всех властях, то активизация в портах Николаева и Херсона стала настоящим веянием времени. Как уже сообщалось, объем поставок через эти небольшие порты начал расти весной при очевидной поддержке местных силовых структур, хотя источники говорят о необходимости получения соответствующих санкций в Киеве", - пишет автор.

Уже после предыдущей публикации в "ЗН" о контрабанде бензина, в Генеральную прокуратуру Украины и прочие заинтересованные (по идее) госорганы были направлены депутатские запросы с требованием немедленной реакции. Самое обстоятельное исследование "южной" контрабанды представил депутат Андрей Левус ("Народный Фронт"). По его данным, различные конторы растаможивают незначительную часть груза, указывая остальную как транзитную, но впоследствии топливо реализуется на внутреннем рынке. "Топливо растаможивается в городе Килия, затем в порт Очакова оно попадает под видом внутренних перемещений. Здесь пришвартована платформа "Водолей", в которую бункеруются судна. Товарно-транспортные документы оформляются уже под растаможенное топливо", – описывает схему Левус. По данным нардепа, признаки такой деятельности с частичной растаможкой видны в работе ООО "Дунайбункер-Плюс", ООО "Митгард", ООО "Ойл Стрим Трейдинг", ООО "Сармат Ойл". В этом списке также ООО "Келмер", ООО "Инвестнафтосервис", ООО "Консалтинг Трейд Тревел", ООО "Риал Стар Усте", зарегистрированные по одному юридическому адресу в Киеве. У них также один учредитель – виргинская оффшорная компания Benmax Business Corporation.

По мнению Куюна, для решения проблемы необходимо реанимировать работу Энергетической таможни. По последним данным, приказ Минфина о возобновлении ее деятельности уже находится на подписи у главы Минюста Павла Петренко, а сама структура сформирована вплоть до штатного состава таможенных постов.

"Не надо путать таможню с береговой службой или пограничниками, сами мы проблему не решим", – говорит один из таможенников на условиях анонимности. По его мнению, появление в порту таможенного поста или инспектора, конечно же, заставит контрабандистов действовать осторожнее. Однако полная ликвидация канала возможна лишь при консолидации усилий с милицией, СБУ, пограничниками, отмечает автор.

"Процедурно бодягу сложнее истребить, нежели контрабанду. На сегодня в Украине не запрещено свободное обращение сырья и компонентов для производства нефтепродуктов. Поэтому неудивительно, что у многих сетей не сходится баланс оптовых закупок и дальнейшей розничной реализации. Например, у той же БРСМ закупки товарных бензинов вдвое меньше реализации, а в прошлом году сеть фактически не закупала бензин А-95, хотя на своих колонках предлагает три марки топлива с таким октаном. При этом суммарные объемы различных компонентов, поступающих на нефтебазы наследия Ставицкого, соответствуют недостающей доле бензинов в реализации. Справедливости ради отметим, что такие случаи неединичны. Есть сети, источники поставок которых вообще неизвестны. Бензин в них появляется из ниоткуда, а цена реализации указывает на то, что туда же – в никуда – уходят и акцизы с НДС", - говорится в статье.

Читайте также: В Украине самая высокая в Европе доля налогов в цене на бензин – 40%

Наиболее действенным методом борьбы с этим злом, по мнению Куюна, является усовершенствование налогового законодательства. При этом Роман Насиров хорошо знает об "акцизной" проблеме, вникнув в нее во время работы во главе профильного парламентского комитета. Речь идет о трех аспектах: о введении акциза на компоненты топлив, реформировании нормы о 5%-ном налоге с розничного оборота подакцизных товаров и об электронном администрировании акциза на нефтепродукты.

С первой нормой все просто. Есть четкий перечень компонентов, как, например, риформат или некондиционный бензин, которые необходимо облагать акцизом, аналогичному акцизу на товарные бензины. Рост себестоимости в комплексе с появлением подакцизного статуса серьезно подорвут экономику "бодяжников".

А для того, чтобы топливо не уходило "мимо кассы" вместе с налогами, автор предлагает повышение ставок акциза на бензин и ДТ при их импорте и производстве, а не при реализации. Согласно расчетам, для получения в бюджет планируемой суммы в размере 4,7 млрд грн, акциз на бензин необходимо повысить на 37 евро/т (действующая ставка 202 евро/т), ДТ – на 15 евро/т (100 евро). При этом цены на топливо не изменятся, просто механизм сбора налогов будет более надежный.

Однако данная норма даст обратный результат, если не будет сделан третий шаг, – внедрение глобальной системы администрирования топливного акциза. Ее предлагается построить по аналогии с отслеживанием НДС – вход налога должен отвечать выходу. Тем самым будет исключена ситуация, когда продажи подакцизных нефтепродуктов автозаправочными сетями вдвое превышают закупаемые.

"Роман Насиров прекрасно осведомлен о существующих проблемах рынка нефтепродуктов, и их оперативное решение может стать для него хорошим стартом на новом посту. Как для команды его предшественников единственной осязаемой вещью стала ликвидация схемы Курченко. По экспертным оценкам, в первом квартале 2015 года бюджет уже недополучил около 1 млрд грн "топливных" акцизов и НДС.

Бездействие же новой команды фискалов в данном направлении будет равно самоубийству. Во-первых, быстро вскроется неспособность или незаинтересованность в перекрытии всем известных схем. Во-вторых, с каждым месяцем ком бюджетных потерь в этой сфере будете нарастать, что грозит "молодой команде" неприятными организационными выводами и последующим забвением.

При этом Насирову надо поскорее прощаться с озвученной им позицией по поводу того, что, мол, спешить в сфере налогового законодательства не нужно. Действовать надо незамедлительно, 50% рынка бензинов уже в тени", - делает вывод Куюн.

Подробнее читайте в статье Сергея Куюна Тест для новых налоговиков на ZN.UA.

По материалам: ZN.UA /
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >