От тарифов до реформы образования: основные пункты Меморандума между Украиной и МВФ

11 июня, 2020, 21:12 Распечатать
Отправить
Отправить

Программа Stand-by сосредоточена на поддержании макроэкономической и финансовой стабильности и будет охватывать разные сферы.

От тарифов до реформы образования: основные пункты Меморандума между Украиной и МВФ
МВФ выставил ряд условий Украине © International Monetary Fund / Flickr

Совет директоров Международного валютного фонда утвердил программу сотрудничества с Украиной на 5 миллиардов долларов. Новая программа рассчитана на 18 месяцев.

Первый транш в размере $ 2,1 млрд уже поступил в Украину, но для получения остальных $ 2,9 млрд Киеву нужно будет выполнить ряд условий и придерживаться определенных обязательств, содержащихся в Меморандуме, полный текст которого появился 11 июня.

Программа Stand-by сосредоточена на поддержании макроэкономической и финансовой стабильности и будет охватывать, в частности, следующие сферы:

    • фискальная политика;
    • монетарная политика;
    • политика финансового сектора;
    • энергетическая политика;
    • антикоррупционная политика.

Автономность НБУ и политика инфляционного таргетирования

Согласно Меморандуму, власти Украины будут избегать каких-либо действий, подразумевающих политическое вмешательство в независимость Национального банка Украины, который продолжит придерживаться политики инфляционного таргетирования в рамках режима обменного курса с акцентом на поддержание финансовой стабильности.

Политика инфляционного таргетирования закрепит инфляционные ожидания, которые позволят НБУ сгладить экономические циклы и предотвратить кризис ликвидности.

Украина также продолжит осторожную денежно-кредитную политику для поддержания низкой инфляции, говорится в меморандуме.

В нем указывается, что намечено запросить техническую помощь МВФ для пересмотра управления капиталом и распределении прибыли с целью обеспечения автономности НБУ.

Также Нацбанк намерен сдерживать инфляцию в целевом диапазоне (5% +- 1%), позволяя обменному курсу корректироваться в соответствии с основными экономическими показателями, а также покупать инвалюту для достижения целевых резервных показателей.

В случае отклонения инфляции от целевого показателя в 5% больше, чем на 1 п.п., потребуются консультации с менеджментом Фонда, а больше, чем на 3 п.п. – с советом директоров вплоть до возможности выхода из программы.

Рыночные тарифы на отопление до конца августа

Украина взяла обязательства к концу августа пересмотреть и утвердить все тарифы на отопление, привязав их к стоимости газа и сопутствующих затрат, в том числе капитальных вложений.

"Мы обеспечим, чтобы к концу августа 2020 года все тарифы на отопление, формирующиеся как НКРЭКУ, так и местными органами власти, были пересмотрены и официально утверждены таким образом, чтобы полностью соответствовать уровню цены на газ и негазовым затратам, включая капитальные вложения", – говорится Меморандуме.

Правительство указало, что уже отменило постановление №560 от 26 июня 2019 года, определявшее предельные цены на отопление для населения.

Согласно меморандуму, начиная с отопительного сезона 2020-2021, с целью соответствующего отражения в тарифах на отопление изменений в стоимости газа и сопутствующих расходов тарифы будут пересматриваться не реже 1 раза в год к началу нового отопительного сезона.

Для этого правительство в ближайшее время намерено отменить постановление №1082 от 24 декабря 2019 об определении платы за тепловую энергию и услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения, поскольку оно допускает ассиметричное изменение в счетах за отопление без необходимости пересмотра тарифов на него при изменении входящей цены на газ.

До конца июня текущего года Украина обязуется принять решение, согласно которому все новые договора на коммунальные услуги, включая пересмотренные тарифы на отопление, должны быть заключены не позже 1 октября, говорится в меморандуме.

Правительство намерено провести консультации со Всемирным банком и разработать соответствующие механизмы, позволяющие компаниям централизованного теплоснабжения снизить риск будущих задолженностей в связи с возможной волатильностью оптовых цен на газ.

Аудит расходов Фонда борьбы с СOVID-19

Государственная аудиторская служба Украины в консультации с внешними аудиторами должна провести аудит расходов Фонда борьбы с СOVID-19.

Аудит должен быть проведен на момент закрытия фонда, но не позже 12 месяцев после его создания (ориентировочно конец марта 2021 года).

При этом Фонд может действовать до тех пор, пока этого будет требовать ситуация, но не позднее 31 декабря 2020 года.

Украина также взяла на себя обязательства по усовершенствованию управления государственными финансами, в частности обязалась установить верхнюю границу расходов ("потолок расходов"), расширить обзоры расходов на основе "пилотов" 2018-2019 годов, провести аудит социальных фондов, в том числе Пенсионного.

Помимо этого, Украина подтвердила свое обязательство запустить Долговое агентство, которое Кабинет министров создал в феврале этого года.

Отметим, что размер Фонда борьбы с COVID-19 определен в 64,7 млрд грн.

Ускореная реформа образования

После преодоления кризиса в Украине будет ускорено проведение образовательной реформы.

"Мы продолжим оптимизацию численности школьной сети для начального и среднего образования, увеличим капитальные затраты на ремонт зданий и обеспечим, чтобы у школ была необходимая инфраструктура", - указывается в тексте Меморандума.

Среди первоочередных задач запланировано реформирование учебных программ, а также внесение на рассмотрение Верховной Рады поправок к закону об образовании, касающихся изменений структуры заработной платы.

"Для высшего образования мы трансформируем систему финансирования университетов, и будем привязывать зарплату к производительности", - подчеркивается в документе.

Автономия САП и независимость НАБУ с предоставлением ему оборудования для "прослушки"

Украина в Меморандуме задекларировала сохранение автономии Специализированной антикоррупционной прокуратуры и поддержание независимости Национального антикоррупционного бюро путем сохранения ограниченных оснований для увольнения его руководителя.

"Мы обеспечим автономию САП. В связи с этим мы рассмотрим правовую базу для совершенствования процедур отбора должностных лиц, укрепления ее способности регулировать организационную деятельность, аналогичную региональным прокуратурам, и оценим ее эффективность посредством внешней проверки авторитетных и уважаемых экспертов", – говорится в документе.

Согласно ему, в части работы НАБУ Украина обязуется "поддерживать институциональную и оперативную независимость бюро, в том числе путем отстаивания процедур назначения его руководителя и сохранения ограниченных и серьезных оснований для увольнения его руководителя".

"Мы будем усиливать полномочия НАБУ (…) по использованию широкого спектра методов расследования, включая тайные операции, перехват сообщений, доступ к компьютерным системам", - отмечается в документе.

Также Украина обязуется к концу июля 2020 года предоставить "адекватные ресурсы и оборудование, чтобы НАБУ могло эффективно и независимо осуществлять перехват сообщений со стационарных телефонов к концу сентября 2020 года".

Также в тексте меморандума значится, что будет обеспечено проведение внешнего аудита НАБУ в соответствии с требованиями законодательства.

Что касается Высшего антикоррупционного суда, то, согласно документу, Украина обязуется обеспечить деятельность суда средствами в необходимом размере, в том числе для поддержания конкурентоспособной зарплаты судей ВАКС.

Механизм определения конечных бенефициаров земельных участков

Украина задекларировала намерение внедрить механизм определения конечных бенефициарных юридических лиц, владеющих землей.

Согласно Меморандому, указанный механизм должен способствовать предотвращению обхода требований законодательства по борьбе с отмыванием денег и противодействию финансирования терроризма.

Кроме того, с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов планируется с 1 января 2021 года создать в Украине систему общественного мониторинга, которая будет базироваться на информации из кадастра, реестра и налоговой службы. В планах также связать Реестр субъектов хозяйствования с Реестром имущественных прав.

В документе в контексте принятия закона об обороте земель сельхозназначения говорится о намерениях изучить возможность расширения участия и конкуренции на рынке.

Украина также анонсировала принятие до конца июня 2020 года законодательства о создании Фонда частичных кредитных гарантий для финансовой поддержки мелких фермеров путем предоставления портфельных кредитных гарантий. Намечено также усовершенствование процедуры переоформления земли и помощь в децентрализации управления земельными ресурсами (№2194), обеспечении передачи госземель в коммунальную собственность и изъятие функции контроля за использованием земли у кадастра, а также установление прозрачного процесса для электронных земельных аукционов с возможностью продажи на них государственных и коммунальных земель (№2195).

По материалам: Интерфакс-Украина / ZN.UA / Подготовил/ла : Евгений Лущиков
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК