ОПЯТЬ «ДВОЙКА»?..

7 декабря, 2001, 00:00 Распечатать

Ах, как дисциплинированно голосовали «Регионы Украины»! Как самоотверженно нажимали на кнопки представители фракции «зеленых»!..

Ах, как дисциплинированно голосовали «Регионы Украины»! Как самоотверженно нажимали на кнопки представители фракции «зеленых»! Но ни эти дополнительные — по сравнению с предыдущей неделей — три десятка голосов, ни поддержка спикера Ивана Плюща так и не помогли министру финансов Игорю Митюкову. Законопроект о бюджете-02 отправился на повторное второе чтение. И, как говорят медики, прогноз неясен.

Сколько бы ни обвиняли в популизме председателя парламентского комитета по вопросам бюджета Александра Турчинова, но в данном случае он сто раз прав. Минфин плохо (а можно выбрать словцо и похлеще) использовал неделю, отведенную для дополнительного согласования бюджетного закона. Документ, по сути, так и не изменился — ни в лучшую, ни даже в худшую сторону. И въедливые депутаты не преминули это подчеркнуть.

Вообще-то у Минфина было ровно три возможности. Первая, но, по отечественным меркам, наименее очевидная — серьезно усовершенствовать документ. Чтобы не пришлось переносить на третье чтение свыше тридцати (!) статей. Вторая — не мытьем, так катаньем уломать парламентские фракции, не внося в проект каких-либо серьезных изменений. Третья — совершенствовать и договариваться параллельно. Был избран второй путь, и, думается, наши госфинансисты знали, что делали.

«Зеленых» удалось уломать благодаря некоему «сепаратному» соглашению с Кабмином: в случае положительного решения по бюджету окажется, что благодаря стараниям именно этой фракции украинские медики получат несколько сотен миллионов дополнительного финансирования. Соглашение это пока не обнародуют, но ближе к выборам, если все с бюджетом сложится хорошо, мы о «зеленых» как о радетелях медицины будем слышать с раннего утра до позднего вечера по всем телеканалам и радиостанциям — только держись! Вот что значит удачно конвертировать полтора десятка депутатских голосов в предвыборно-агитационный ресурс.

В случае с «регионалами» Кабмину не пришлось прибегать к публичным договоренностям и обещаниям денег в перспективе — по-видимому, хватило 100 млн. грн., дополнительно выделяемых на угольную отрасль, и неких политических мотивов. Так что для бюджетного закона все могло бы сложиться распрекрасно уже в нынешний четверг, высветись на парламентском табло в результате столь напряженной «согласительной» работы заветная цифра 226.

Высветилось 215. Конфуз… Против Минфина удачно сыграла фракция «Реформы-Конгресс».

Если бы «реформаторы» высказались «за»… Да что проку рассуждать, если такое решение им не представляется возможным? Лидер фракции Виктор Пинзеник еще с сентября пытается доказать Кабмину с Минфином, что предлагаемый вариант бюджетного закона не соответствует траектории экономического роста, который в будущем году в силу внешних факторов и так существенно замедлится. Что недостаточное финансирование социальной сферы неминуемо скажется на снижении прироста внутреннего потребления и что невозможно дальше продолжать политику аморальных льгот, скажем, дотирование мяса и молока за счет бедных в пользу небедных…

Это уже экономическая стратегия, господа, а нашему Кабмину заниматься ею не очень-то хочется. Он более искусен в другом — перекраивании «бюджетного» одеяла в пользу одних нищих за счет других. Некоторые источники с возмущением рассказывают, что на этапе подготовки ко второму чтению бюджетные трансферты в пользу Пенсионного фонда (читай — прежде всего в пользу пенсионеров Минобороны) «оптимизированы» на 300 млн. грн. с тем, чтобы часть этих денег отдать… на финансирование нужд инвалидов. Если это правда, то… Нет слов.

Не сразу находишь, как бы помягче откомментировать и заявление министра финансов о якобы найденных за неделю возможностях увеличить доходы бюджета на 1150 млн. грн. В том числе на 150 млн. — уже сейчас, а на 1 млрд. — после принятия парламентом четырех налоговых законов. Вероятность изыскания миллиарда примерно такова же, как и восьмибалльного землетрясения в эту субботу в Киеве. Да, законопроекты (сначала их было пять) поданы в ВР еще в сентябре этого года; касаются они акцизного сбора, патента, налога на прибыль и НДС. Парламент уже два месяца не включает документы даже в повестку дня текущей сессии и вряд ли включит, коль скоро профильный финансовый комитет выступает категорически против трех из них и только два поддерживает. Да и вообще, какой депутат при здравой памяти и за четыре месяца до новых выборов рискнет увеличивать налоговое бремя для различных субъектов хозяйствования? А то, что речь идет именно об увеличении, как его ни называй — оптимизацией ли, улучшением администрирования отдельных налогов, — так это очевидно: иначе откуда Минфин рассчитывает получить дополнительный миллиард гривен?

Вообще-то этот финт с «дополнительными доходами в случае принятия новых законов» уже не раз использовался в украинской бюджетной практике и изрядно надоел. Не пора ли Минфину придумать что-то новенькое? Иначе к следующему голосованию придется либо до каждой депутатской карточки вычислять ресурс пропрезидентских фракций, либо, еще хуже, договариваться с такими непримиримыми оппонентами, как коммунисты или «фрукты»…

А вообще-то, коль вся надежда на президентское давление да сепаратно-политический ресурс, коль нет особого желания работать над бюджетом «по-взрослому» — так и не надо. Можно немного отвлечься и заняться изысканиями на перспективу. В будущем парламентском созыве нашим госфинансистам кровь из носу необходимо лояльное руководство бюджетного комитета. А что если уже сейчас объявить конкурс, обставив его соответствующими требованиями? Глядишь, и прохождению нынешнего бюджета поможет…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно