Полиция Швеции продолжает выяснять обстоятельства инцидента с обрывом подводных кабелей в Балтийском море. Предполагают, что это диверсия – чтобы перерезать кабеля экипаж китайского балкера Yi Peng 3 намеренно тянул якорь 100 миль. В настоящее время судно находится в международных водах под наблюдением военных кораблей НАТО, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на источники.
По данным следователей, китайское судно 15 ноября вышло из российского порта Усть-Луга. В течение маршрута якорь перерезал два кабеля связи: сначала между Швецией и Литвой, а затем между Германией и Финляндией. Транспондер, фиксирующий движение судна, выключился во время инцидента, после чего балкер продолжил движение зигзагами.
Следователи считают, что капитан судна, гражданин Китая, мог действовать по указанию российских спецслужб. Входящий в экипаж российский моряк пока не был допрошен. Владелец судна, китайская компания Ningbo Yipeng Shipping, сотрудничает со следствием, но воздерживается от комментариев.
Европейские разведслужбы исключают причастность китайского правительства к диверсии, но предполагают, что за атакой стоит российская сторона.
Балкер охраняют военные корабли Дании, Германии и Швеции, но согласно международному морскому праву они не могут заставить его зайти в порт НАТО. Продолжаются переговоры с владельцем судна по получению доступа к экипажу и его допросу.
Судно Yi Peng 3 до 2024 года работало исключительно в китайских водах, однако позже изменило маршрут и начало перевозить российские грузы, включая угли и удобрения. Это повысило внимание к его роли в транспортных цепях, связанных с российским экспортом.