Объем импорта авиатоплива в первые месяцы 2019 г. упал вдвое, но при этом ни один самолет или пассажир не пострадал из-за нехватки авиатоплива. Это лучшая иллюстрация результатов ужесточения контроля над целевым использованием авиакеросина, внедренного с 1 января 2019-го. Без шероховатостей не обошлось, но по итогам года казна получит дополнительно 1,2 млрд грн акцизов и более конкурентный топливный рынок.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишут Сергей Куюн, директор ООО "Консалтинговая группа А-95", и Виталий Крижевский, аналитик нефтегазового портала enkorr. Правда, по их мнению, теневой сектор, развернувшийся на "керосиновой" теме, без боя не сдастся.
"Осенью 2018 г. участники рынка убедили правительство и парламент принять изменения в Налоговый кодекс. Если кратко, то теперь, чтобы растаможить авиатопливо по низкой ставке акциза, импортер должен доказать целевое использование топлива - заправку в крыло самолета. Если таких документов нет, акциз будет в десять раз больше - 210 евро/тыс. л, - отмечают эксперты. - Контролируется это путем выдачи налоговых векселей. Импортер или производитель должен получить в банке авалированный вексель, который гарантирует ГФС, что если топливо не будет использовано по назначению, банк компенсирует бюджету разницу между базовой и повышенной ставками акциза, а это 189 евро на каждой тысяче литров. Например, при импорте 1 тыс. т топлива импортер должен предоставить вексель на 235 тыс. евро, или 7,2 млн грн по текущему курсу".
Подробнее о налаживании контроля за поставками дизтоплива читайте в статье Сергея Куюна и Виталия Крижевского "Очищение от керосина" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".