Новый законопроект по зерну содержит массу неточностей

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
© Getty Images
Новый законопроект «О внесении изменений к Закону Украины «О зерне и рынке зерна в Украине» (относительно экспорта зерна по внешнеэкономическим договорам), который в настоящее время обсуждают в профильном парламентском комитете, содержит ряд неточностей.

Доцент Института международных отношений Сергей Козьяков в своей статье для «Зеркала недели. Украина» отмечает, в частности, «некоторые явные юридические проблемы».

По его словам, законопроектом №8163 часть первую статьи 1 закона предлагается дополнить пунктом 28 такого содержания: «Государственный оператор по обеспечению экспорта зерна - государственное предприятие или хозяйственное общество, доля государства в уставном фонде которого 25 процентов и выше, которое определено на конкурсной основе Кабинетом министров Украины, на осуществление экспорта зерна и продуктов его переработки по внешнеэкономическим договорам (контрактам)».

Между тем, в п.5 этой же части этой же статьи уже содержится понятие «Государственного агента по обеспечению экспорта и импорта зерна и продуктов его переработки» и тоже как государственного предприятия или хозяйственного общества, доля государства которого в уставном фонде составляет не менее 75 процентов, и которое определяется на конкурсной основе Кабинетом министров для реализации международных договоров по обеспечению экспорта и импорта зерна и продуктов его переработки.

«Это будут разные агенты? В действующем Законе упомянут агент по экспорту и импорту зерна (и продуктов их переработки), а в предлагаемых изменениях - только по экспорту. И определение государственной доли в уставном фонде отличается. Так их все-таки будет два? А если еще вспомнить, что в законопроекте 8053 предлагается создать «Государственного агента по обеспечению экспорта объектов государственного ценового регулирования» как государственного предприятия или хозобщества, в котором есть доля государства (без определения ее размера), то это уже будет третий Госагент?», - спрашивает автор.

Ряд вопросов вызывают и положения, касающиеся работы трейдеров. В частности, трейдерам для того чтобы продолжать бизнес необходимо будет подписать договор (контракт) «на выращивание зерновых культур» и осуществить платеж в объеме не менее 50 процентов цены соответствующей продукции, которая сложилась на биржевом рынке Украины, на срок не меньший вегетационному периоду выращивания соответствующей сельскохозяйственной культуры.

По словам Сергея Козьякова, обращает на себя внимание новелла в виде нового вида договора «на выращивание зерновых культур» - это то ли разновидность форвардного контракта, то ли разновидность договора о совместной деятельности.

«Если верно последнее утверждение, то участники рынка зерна уже проходили такую практику. В 90-е годы многие предприниматели, финансировавшие производителей по такой схеме, столкнулись с массовым невыполнением обязательств последними. В результате от этой схемы давным-давно отказались. И потом, откуда взялась цифра 50%? Есть ли экономический расчет этой цифры? В пояснительной записке пояснения этому нет. А с какого момента, по мнению авторов, зерно будет считаться собственностью покупателя? Да и со сроками вегетационного периода в тексте вопросов больше, чем ответов», - пишет доцент Института международных отношений.

Кроме того, по его словам, авторы пояснительной записки к законопроекту умалчивают о расчетах экономических последствий.

Напомним, западные страны неоднократно критиковали действия украинской власти в отношении рынка зерна.

В частности, как заявил в интервью ZN.UA посол Франции в Украине Жак Фор, намерение украинского правительства создать государственный агент, у которого будет монопольное право на экспорт социально значимых сельхозпродуктов, идет вразрез с официальными заявлениями Киева, а также с теми принципами, по которым работает Европейский Союз.

Кроме того, правительство США обеспокоено продолжающимся вмешательством правительства Украины в работу зернового рынка. В частности, американская сторона выражает недовольство намерениями создать государственную монополию и нежеланием снять ограничения на экспорт зерновых, то есть существованием так называемых квот.

Ранее сообщалось, что комитет Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений на заседании 15 февраля не поддержал скандальный законопроект №8053, которым предлагается монополизировать экспорт сельскохозяйственной продукции, включенной в перечень ценового регулирования.

Подробнее читайте в свежем номере «Зеркала недели. Украина» в статье Сергея Козьякова «И снова - здравствуйте!».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме