Новому генеральному директору международного аэропорта «Борисполь» Алексею Дубревскому придется не только заниматься возвращением докризисных объемов пассажиропотока и привлечением инвестиций в инфраструктуру аэропорта, но и бороться с коррупционными схемами, которые достались ему «в наследство» от предшественника Павла Рябикина. Об этом пишет издание Фокус.
По данным Мининфраструктуры, у Дубревского более чем 15-летний опыт работы в сфере авиации. В частности, он работал в немецкой компании Lufthansa, руководил коммерческим направлением аэропорта «Донецк» им. С. Прокофьева, был директором по развитию бизнеса аэропорта Рас-эль-Хайма (ОАЭ). Последние два года Дубревский возглавлял КП Международный аэропорт Запорожье (в статусе и.о.).
По словам журналистов, основной задачей предприятия должно стать возвращение пассажиропотока на допандемический уровень и борьба с коррупционными схемами. Например, на строительных работах (терминалы, расширение инфраструктуры, строительство паркинга). В октябре 2020 года Служба безопасности Украины раскрыла сговор бывшего руководства «Борисполя» с подрядчиками строительства паркинга, в рамках которого злоумышленники завышали объемы выполненных работ и обналичивали бюджетные деньги через фирмы-прокладки. По данным СБУ, схема, которая процветала в 2017-2018 году, когда аэропорт возглавлял Павел Рябикин, позволила обналичить 37 млн грн. и сформировать около 6 млн грн. необоснованного налогового кредита.
Вторая известная схема - это сдача в аренду коммерческих площадей «нужным» компаниям по заниженным ценам. По данным НАБУ и САП, которые прекратили деятельность махинаторов в сентябре 2020 года, схема действовала минимум 5 лет. Должностные лица аэропорта с 2014 по 2019 год, сговорившись с «правильными» арендаторами, нанесли убытки «Борисполю» на более чем 16,5 млн грн.
Третья группа схем - это особое отношение к некоторым авиакомпаниям, которое годами выстраивалось в «Борисполе», например, по отношению к МАУ или российской Интеравиа. Среди прочего, эксперты называют «льготные» условия по аренде мест для авиапарков перевозчиков, когда последние платят не за всю площадку, а только за ее часть. Также сюда можно отнести схему с вексельными расчетами, долги по которой к осени 2020 года достигли 500 млн грн., после чего авиакомпания Коломойского попросту пошла в суд, чтобы признать свои обязательства недействительными.
Четвертый тип злоупотреблений - это «работа» с грузовыми перевозками. Здесь схемы могут процветать на самых разных уровнях - от индивидуального искусственного создания проблем на таможенном или пограничном контроле отдельным пассажирам - до «потерянных», «теневых» грузов на миллиарды гривень, которые поступают в аэропорт без должного таможенного оформления с соответствующими «откатами» руководству за содействие этим процессам.