Берега ярко-бирюзового залива Лаконикос, расположенного на юго-восточной стороне греческого полуострова Пелопоннес, являются важным местом обитания морских черепах. Но это не просто место природной красоты. Данный район стал ключевым центром для танкеров, перевозящих экспортные российские энергоносители.
Поскольку сырая нефть и нефтепродукты, которые обычно отправляются в Европейский Союз, перенаправляются в Азию - а большинство морских поставок нефти запрещено блоком в ответ на нападение Москвы на Украину - грузы перегружаются здесь на более крупные суда, чтобы совершить долгий путь, пишет CNN.
По данным исследовательской компании S&P Global, в последние месяцы объем перевалки российской нефти с судна на судно вырос до рекордного уровня за первые три месяца этого года. Вблизи Греции в марте между судами перевезено более 3,5 миллионов баррелей российского газойля - продукта нефтепереработки, используемого в отопительных и транспортных системах. Это более чем в семь раз превышает объем, зарегистрированный S&P Global за тот же месяц в 2022 году.
Эти перевалки подчеркивают драматическую трансформацию мирового нефтяного рынка с тех пор, как президент Владимир Путин отдал приказ о полномасштабном вторжении в Украину почти 14 месяцев назад. По мере того как Китай, Индия и Турция заполняют пустоту, оставленную Европой, которая когда-то была главным покупателем российской нефти и нефтепродуктов, рейсы удлиняются, требуя больше судов, а данные S&P Global свидетельствуют о том, что пересадки в середине пути стали более распространенными.
"Небольшие суда приходят из российских портов, перегружают грузы на более крупные суда, а затем эти крупные суда отправляются в Азию", - говорит Мэтью Райт, старший аналитик по грузоперевозкам в компании Kpler.
Многие из этих кораблей являются частью так называемого "серого флота". Инсайдеры отрасли, такие как Райт, используют этот термин для обозначения судов, которые начали перевозить российскую нефть в прошлом году. О владельцах многих из них мало что известно, поэтому они могут быть подставными компаниями.
"Серый флот" не обязательно занимается чем-то тайным. Но западные наблюдатели, такие как Райт, говорят, что появление этой сети, где собственность часто скрыта, снизило прозрачность нефтяного рынка, что затрудняет работу регулирующих органов.
Австралия, Канада и США недавно заявили в своем обращении в Международную морскую организацию, что всё больше судов перед передачей нефти в международных водах незаконно отключают свои транспондеры - это может быть способом уклонения от санкций.
Фред Кенни, директор по правовым и внешним вопросам в Международной морской организации, сказал, что тревога по поводу этой практики возросла за последний год. Столкновения суден в таких случаях более вероятны, что повышает вероятность разрушительного разлива нефти.
Кроме того, по словам Кенни, сложнее определить, соответствуют ли суда с мутной формой собственности строгим правилам, регулирующим передачу нефти в море.
"Существует значительный уровень обеспокоенности тем, что нормативный режим, обеспечивающий безопасное и надежное судоходство в чистом океане, подрывается", - сказал он.
По данным Международного энергетического агентства, объемы экспорта нефти из России возросли до уровня, который последний раз наблюдался до вторжения в Украину, хотя страна все еще борется с резким падением доходов от этого экспорта. Страны Группы семи ввели ограничение цен на российскую нефть и нефтепродукты, в то время как меньший круг покупателей может договариваться о больших скидках.
Импорт российской нефти Китаем в первом квартале этого года вырос на 38% по сравнению с годом ранее, согласно данным Kpler. Импорт Индии вырос почти в десять раз.
Поскольку торговля российской нефтью стала более сложной, многие западные грузоотправители отступили. На их место пришли новые, более непрозрачные игроки, что способствовало формированию "серого флота".
По данным британской аналитической компании VesselsValue, на продажу нефти новообразованным компаниям или нераскрытым покупателям приходится около 33% сделок с танкерами в этом году. В 2022 году продажи неизвестным покупателям составили всего 10% от общего числа сделок, а в 2021 году - 4%.
Тем временем среди стран, которые «отмывают» российскую нефть и перепродают её Западу, аналитики называют Китай, Индию, ОАЭ, Турцию и Сингапур.