НАСТРОЕННОСТЬ НА ОБЩИЕ ДЕЙСТВИЯ

15 сентября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №36, 15 сентября-22 сентября

ИНТЕРВЬЮ С МИНИСТРОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ УКРАИНЫ БОРИСОМ ТАРАСЮКОМ — Борис Иванович, мировые средства массовой информации широко и неоднозначно освещали Саммит ООН в Нью-Йорке...

ИНТЕРВЬЮ С МИНИСТРОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ УКРАИНЫ БОРИСОМ ТАРАСЮКОМ

— Борис Иванович, мировые средства массовой информации широко и неоднозначно освещали Саммит ООН в Нью-Йорке. По вашему мнению, насколько весомым было это событие?

— Во-первых, давайте внесем ясность в использование терминов: только что в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялись два официальных заседания на самом высоком уровне. Одним стал Саммит Генеральной Ассамблеи ООН — наиболее представительский международный форум современности. Это заседание, продолжавшееся с 6 по 8 сентября, названо Саммитом Тысячелетия ООН.

7 сентября в рамках «большого саммита» состоялся другой саммит — заседание Совета Безопасности ООН на самом высоком уровне, инициатива проведения которого принадлежит Президенту Украины Л.Кучме. Совет Безопасности имеет в своем составе только 15 государств — 5 постоянных и 10 непостоянных членов, ответственную миссию одного из которых сегодня выполняет Украина. Несмотря на ограниченный членский состав, Совет Безопасности наделен едва ли не наиболее мощными полномочиями среди других международных структур: на него возложена главная ответственность за поддержку международного мира и безопасности; лишь он обладает монополией на принятие решений о применении силы в международных отношениях, за исключением случаев осуществления права на самооборону.

Следовательно, разобравшись с терминами, возвратимся к вашему вопросу, по-видимому, касающемуся именно Саммита Тысячелетия ООН. Его можно уверенно назвать историческим событием. Во-первых, это было самое большое в истории собрание мировых лидеров: в саммите приняли участие 150 глав государств и правительств, пять вице-президентов, один кронпринц, шесть вице-премьеров, двадцать один министр иностранных дел. Кстати, за день до начала саммита семья Объединенных Наций пополнилась еще одним членом — маленьким островным государством Тувалу — и состоит теперь из 189 стран.

По результатам саммита принята Декларация Тысячелетия, в которой главы государств и правительств торжественно подтвердили свою преданность целям и принципам Устава ООН. Лидеры стран мира совместно определили четкие направления деятельности ООН в новом тысячелетии, тем самым наметив и свои задачи. Ведь для выполнения поставленных целей, что в целом должно привести к улучшению жизни людей на всей планете, нужна свобода и усилия каждого из членов Организации. Самое важное, на мой взгляд, то, что участники саммита высказали полное понимание этого и свою настроенность на дальнейшие общие действия.

В ходе саммита лидеры 85 стран уже на практике подтвердили высказанное в Декларации намерение «укреплять роль права как в международных, так и в национальных делах», подписав, ратифицировав или присоединившись к сорока инструментам международного права, депозитарием которых является генеральный секретарь ООН. По словам Кофи Аннана, такими действиями главы государств засвидетельствовали «жизненную важность международного права, являющегося общим языком нашего мирового сообщества». Хотел бы напомнить, что Президент Украины подписал три из этих договоров — два протокола к Конвенции по правам детей, в которых речь идет о борьбе с торговлей детьми, детской проституцией и детской порнографией, и о недопустимости участия детей в вооруженных конфликтах, а также протокол к Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Кроме участия собственно в заседаниях Саммита Тысячелетия, главы делегаций провели свыше полутора тысяч двусторонних встреч и переговоров, ставших еще одним рекордом в международной жизни.

— С чем была связана инициатива Президента Украины по проведению специального заседания СБ ООН?

— Отвечая на этот вопрос, хотел бы сделать ударение на ключевом историческом факте: Организация Объединенных Наций родилась в 1945 году, после окончания небывалой по своей жестокости и по количеству человеческих жертв мировой войны. Главное призвание ООН ее основатели видели в избавлении грядущих поколений от повторения ужасов и бед мировых войн в будущем. В этой связи самой важной целью Организации, поставленной на первое место в ее Уставе, определена поддержка международного мира и безопасности. Возложив главную ответственность в этой области именно на Совет Безопасности, Устав ООН, ставший, в сущности, своеобразным регламентом мирового устройства после окончания Второй мировой войны, закрепил за этим органом центральное место в международной системе коллективной безопасности.

Украина, потерявшая в той страшной войне каждого седьмого своего гражданина, всегда придавала особое значение месту и роли Совета Безопасности ООН в современных международных отношениях. Украина убеждена в исключительной важности того, чтобы этот орган продолжал быть верен своему призванию и в мире XXI века.

Именно в этом контексте и следует рассматривать главную цель и направленность инициативы главы нашего государства. Трудно не согласиться с тем, что современный непрерывно меняющийся мир требует и от Совета Безопасности постоянных корректив, а в отдельных ситуациях и радикальных изменений в деятельности для того, чтобы он был в состоянии дать эффективный ответ на существующие и новые угрозы миру и безопасности. Именно эту цель преследовал Президент Украины, когда в апреле текущего года обратился к главам государств и правительств членов Совета Безопасности с предложением воспользоваться уникальной возможностью Саммита Тысячелетия ООН для обсуждения путей укрепления миротворческого потенциала этого органа в новом столетии.

— Как восприняли эту инициативу страны — участницы саммита?

— Идея встретила полное понимание большинства стран и поддержку со стороны генерального секретаря ООН. Однако ряд стран — членов ООН выступили против проведения этого мероприятия. Среди оппонентов этой идеи были преимущественно те государства, которые хотели бы видеть себя в настоящее время членами Совета Безопасности и преследовали в данной ситуации собственные интересы, прежде всего интересы национального престижа. Их логику можно изобразить следующей формулой: «нам трудно поддерживать то, что привлечет к себе чрезвычайное внимание мирового сообщества и где при этом нас не будет».

Что касается членов Совета Безопасности ООН, то здесь тоже не все были готовы сразу определить свою позицию. Нам приходилось активно разъяснять своим коллегам в этом органе целесообразность и даже необходимость проведения Саммита Совета Безопасности именно на современном этапе, когда мир вступает в новое тысячелетие. Тем не менее после взвешенного и тщательного изучения инициативы Президента Украины все члены Совета Безопасности ООН согласились, что такой саммит все-таки нужно провести и что он действительно станет значительным вкладом в дело укрепления всей Организации Объединенных Наций, что и было определено главной целью Саммита Тысячелетия.

Мы придаем очень большое значение тому обстоятельству, что главы государств и правительств нынешних членов Совета Безопасности поддержали инициативу Украины, хотя процесс ее реализации был совсем не прост. Хочу подчеркнуть, что ни одна внешнеполитическая инициатива, а тем более такого масштаба, не одобряется автоматически. За этим стоит большая работа; ее успех еще раз подтвердил способность украинской дипломатии обеспечивать достижение целей, намеченных Президентом Украины.

— С какими еще инициативами выступила украинская делегация в Нью-Йорке?

— Несомненно, главной инициативой, с которой Украина приехала на Саммит Тысячелетия, было проведение Саммита Совета Безопасности. Такое мероприятие, до этого за всю историю деятельности ООН проводившееся только один раз, после окончания «холодной войны», стало, без преувеличения, незаурядным событием в международной жизни. Это подтверждается и самым высоким уровнем, на котором были представлены 15 государств-членов этого органа (все на уровне президентов и премьер-министров, кроме Малайзии, которую представлял министр иностранных дел), и благоприятным моментом для его проведения, и, самое главное, его результатами как для самого Совета Безопасности, так и для ООН в целом. Саммит будет иметь важные положительные последствия для восстановления авторитета Совета Безопасности как органа, несущего главную ответственность за дело поддержания международного мира и безопасности.

В своих выступлениях на Саммите Тысячелетия и Саммите Совета Безопасности Президент Украины выдвинул целый ряд конкретных и обоснованных предложений. Перечислю наиболее важные из них:

— высказавшись в пользу разработки стратегии ООН по всестороннему предупреждению конфликтов, Президент Украины предложил рассмотреть идею создания региональных центров ООН по предупреждению конфликтов как один из ключевых компонентов такой стратегии;

— проводя тезис о необходимости расширения арсенала и средств для обеспечения мира в распоряжении ООН, Л.Кучма высказал предложение относительно внедрения качественно новой модели миротворческой деятельности — операций по предупреждению конфликтов, которые позволили бы значительно повысить потенциал Совета Безопасности в выполнении своих функций;

— в контексте важности усиления борьбы мирового сообщества с новыми вызовами, связанными с процессом глобализации, глава государства обратил внимание на такую опасность, как международный компьютерный терроризм, и предложил рассмотреть возможность разработки международной конвенции по борьбе с этим явлением;

Президент Украины также предложил разработать взвешенную и сбалансированную методику внедрения и отмены санкций Совета Безопасности с целью избежания их отрицательных последствий как для мирного населения, так и для третьих государств.

— Какова роль нашего государства в подготовке текста итоговой Декларации?

— Относительно роли Украины в подготовке итоговой Декларации следует учесть, что таких деклараций было две.

Первая — Декларация Саммита Тысячелетия, одобренная лидерами всех государств — членов ООН, где отображены основные приоритеты международного сообщества в следующем столетии и подтверждается ведущая роль ООН в системе международных отношений. В этой Декларации изложены основные ценности и принципы, которыми будет руководствоваться человечество в следующем веке, а также цели, которых необходимо достичь во всех главных сферах нашей жизни (поддержка международного мира и безопасности; искоренение бедности; охрана окружающей среды; права человека, демократия и ответственное правление; укрепление ООН). За основу Декларации Тысячелетия был взят последний раздел доклада, подготовленный специально к Саммиту Тысячелетия генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, а ее проект разрабатывался председателем уже прошлой 54-й сессии ГА ООН (министром иностранных дел Намибии Тео-Бен Гурирабом).

В ходе дискуссий в специально созданной Рабочей группе ГА ООН различные группы стран предлагали свои замечания и предложения к проекту Декларации. Активное участие в этом процессе приняла и делегация нашей страны. Мы поддерживали предложения, отвечающие национальным интересам нашего государства, и, соответственно, старались не допустить появления в Декларации положений, нас не удовлетворяющих. Мы предложили к этому документу ряд положений, в первую очередь, относительно учета интересов стран с переходной экономикой, а также относительно усовершенствования деятельности отдельных главных органов ООН. Украинские предложения были учтены и нашли свое отражение в тексте документа.

Вторая — Декларация, единогласно одобренная 15 главами государств и правительств по результатам инициированного Украиной Саммита Совета Безопасности ООН, которая затрагивает широкий спектр проблем, связанных с обеспечением эффективной роли Совета Безопасности в поддержке международного мира. Здесь уж Украина «сыграла первую скрипку», поскольку именно мы внесли проект, взятый за основу итоговой Декларации. Хотя в процессе согласования наш проект и претерпел определенные изменения, с учетом интересов и точек зрения других членов Совета Безопасности, в итоговой Декларации саммита остались принципиальные для нас и наиболее важные с точки зрения национальных интересов положения.

Даже такой важный момент, как формат заключительного документа саммита, вследствие различных подходов, решили только благодаря компромиссу, предложенному Украиной (были сторонники формата резолюции и формата заявления председателя СБ. Компромиссный вариант Украины — резолюция из одного предложения, сопровождавшая Декларацию, что в итоге и было принято).

Особое внимание в этом документе уделяется задаче укрепления операций ООН по поддержке мира, остающихся одним из важнейших инструментов в распоряжении Совета Безопасности. Сегодня в различных уголках планеты развернуто 14 миротворческих операций, в которых задействовано около 37 тысяч миротворцев. Недавний печальный опыт некоторых из этих операций, например в Сьерра-Леоне, доказал насущность всеобъемлющих преобразований на этом направлении деятельности ООН. Мы не только рассчитываем на то, что итоговая Декларация саммита даст мощный импульс продолжающемуся процессу переосмысления и существенного усиления эффективности миротворческих операций ООН, но и намерены оказывать активное содействие достижению конкретных результатов в этой области.

— Как выглядит участие Украины в миротворческих операциях с точки зрения конкретных цифр?

— Начиная с июля 1992 г., то есть за восемь лет, Украина предоставила для различных миротворческих операций ООН свыше 12 тыс. военнослужащих Вооруженных сил и 180 работников органов внутренних дел Украины. Они выполняли почетную миротворческую миссию в Анголе, Гватемале, Боснии и Герцеговине, Македонии, Таджикистане, Хорватии. Украинские гражданские наблюдатели активно участвовали в мониторинге по выборам, проводившемся под эгидой ООН в ЮАР и Мозамбике в 1994 г. К сожалению, за годы участия Украины в ОПМ погибло 19 военнослужащих и около 60 получили ранение.

Сегодня украинские военнослужащие и милиционеры представляют наше государство в миссиях ООН в Боснии и Герцеговине, Косово, Восточном Тиморе, Афганистане, Хорватии, ДРК и Эфиопии (Эритрее). Только в Ливане сейчас находятся 650 военнослужащих украинского инженерного батальона.

Практически в полной готовности к отправке в Миссию ООН в Демократической Республике Конго находятся вертолетное подразделение и еще несколько специализированных подразделений наших Вооруженных сил общей численностью до 300 человек, к Миссии ООН по делам временной администрации в Косово — специальное полицейское подразделение численностью до 115 человек. Представитель МИД Украины недавно занял ответственную политическую должность в Миссии ООН в Грузии.

На протяжении последних лет Украина предоставляла свои авиатранспортные услуги ООН для выполнения заданий в Африке. Сейчас самолеты государственного предприятия Минобороны «Украинская авиационная транспортная компания» работают в интересах миссий ООН в ДРК, Сьерра- Леоне и в Косово.

Кстати, участие Украины в миротворческих операциях ООН не является убыточным, оно дает значительные поступления в государственный бюджет.

— В выступлении Президента Украины было подтверждено исключительное право Совета Безопасности ООН на санкционирование силы в международных отношениях...

— Как я уже отмечал, исключительная монополия Совета Безопасности на принятие решений о применении силы в международных отношениях, за исключением случаев осуществления права на самооборону, является одной из главнейших основ международного правопорядка, существующего с момента подписания Устава ООН. Именно эта исключительная компетенция Совета Безопасности предоставлять разрешение на применение силы остается краеугольным камнем системы коллективной безопасности, предусмотренной Уставом.

Да, эта система несовершенна, более того — она «болеет» очень серьезными недостатками. Но мы также вынуждены признать отсутствие сегодня какой-либо альтернативы международному порядку, регламентированному положениями Устава ООН. Именно поэтому Украина отстаивает необходимость неуклонного соблюдения фундаментальных основ существующего правопорядка, в том числе исключительных прерогатив Совета Безопасности. Именно под этим углом следует понимать упомянутое вами важное положение выступления Президента Украины на Саммите Совета Безопасности. Кстати, то же самое подтверждено и в итоговой Декларации саммита: в этом документе Совет Безопасности «напоминает о своей главной ответственности за поддержание международного мира и безопасности ... и заявляет о своей решительности обеспечивать эффективное функционирование системы коллективной безопасности».

— Как бы вы охарактеризовали основные результаты двусторонних встреч?

— Значение любых многосторонних мероприятий в штаб-квартире ООН, тем более на таком высоком уровне, всегда повышала возможность воспользоваться уникальным случаем для контактов с целью обсуждения актуальных двусторонних вопросов. Скажите, пожалуйста, какое другое международное собрание предоставило бы Президенту Украины возможность провести в течение двух- трех дней серьезные переговоры с руководителями свыше трех десятков других стран мира? Кроме участия Президента Украины в Саммите Генеральной Ассамблеи и заседании Совета Безопасности на самом высоком уровне, такие встречи стали одной из наиважнейших составных программы визита главы Украинского государства.

Трудно выделить какую-либо из этих встреч как более значимую. Например, переговоры, проведенные Л.Кучмой с премьер-министром Израиля Эгудом Бараком и лидером Палестинской Автономии Ясером Арафатом, подтверждают роль, которую играет Украина, в том числе как член Совета Безопасности ООН, в исключительно сложных процессах ближневосточного урегулирования. В этой связи не следует забывать и об участии инженерного батальона Вооруженных сил Украины в миротворческих силах ООН на юге Ливана. Еще одним примером возрастания роли Украины, на этот раз в деле урегулирования конфликтов на Африканском континенте, стала встреча Президента Украины с президентом Нигерии — наиболее влиятельной страны Африки. Во время встречи с президентом Турции подробно обсуждены проблемы обустройства крымских татар. Важные результаты, с точки зрения предоставления импульса дальнейшему развитию двусторонних отношений Украины, достигнуты во время переговоров, проведенных Л.Кучмой с председателем КНР, президентами Аргентины, Ирана, Македонии, Монголии, Венгрии, Хорватии, премьер-министрами Бангладеш, Италии, Нидерландов, Словакии, Швеции. Ряд встреч Л.Кучмы с лидерами некоторых стран, например с президентом Сьерра-Леоне или премьер-министром Ямайки, стали первыми контактами с этими государствами на самом высоком уровне.

Следует особо отметить встречу с генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, во время которой Президенту Украины была высказана благодарность за важный вклад нашего государства в деятельность ООН — начиная от активной позиции Украины как нынешнего непостоянного члена Совета Безопасности и заканчивая нашим важным вкладом в миротворческие операции под эгидой ООН.

Наконец, отдельным важным мероприятием в Нью-Йорке стало проведение под председательством Президента Украины специальной встречи группы ГУУАМ на самом высоком уровне.

— Как прошла встреча лидеров стран неформального объединения ГУУАМ под председательством Л.Кучмы?

— Эта встреча прошла под лозунгом заявления Президента Украины: «Объединение ГУУАМ вступает в новую фазу своего развития, сутью которого является взаимный интерес к углублению экономического сотрудничества». Главы государств ГУУАМ определили основные задачи многостороннего сотрудничества в рамках объединения на ближайшую перспективу, прежде всего создание благоприятных условий для ускорения экономического роста и повышения благосостояния народов стран-участниц, дальнейшее развитие безопасного и эффективного транспортно- коммуникационного коридора Европа—Кавказ—Азия, углубление взаимовыгодных торговых отношений между странами. В коммюнике по результатам встречи сообщается о решении президентов начать работу с целью создания режима свободной торговли в рамках ГУУАМ.

Выполнение такой амбиционной программы будет контролироваться министерствами иностранных дел государств-участниц как координирующих ведомств в сфере внешних сношений. В частности, одним из решений саммита стало поручение министрам иностранных дел стран ГУУАМ подготовить конкретные планы мероприятий в рамках объединения на 2001 год. Достигнуты договоренности о проведении встреч глав государств и министров иностранных дел стран — участниц ГУУАМ не реже одного раза в год. В частности, намечено, что саммит ГУУАМ состоится в Киеве в первом полугодии следующего года.

— Какие основные итоги «Встречи тысячелетия» для дальнейшего развития мирового сообщества?

— Как я уже отметил, одобренная по результатам саммита Декларация Тысячелетия имеет все основания рассматриваться как своеобразный план действий международного сообщества на ближайшие годы. Прежде всего, Саммит Тысячелетия идентифицировал фундаментальные ценности, которые будут играть ключевую роль в международных отношениях ХХІ века. Такими ценностями названы свобода, равенство, солидарность, толерантность, заботливое отношение к природе, а также общая ответственность за решение проблем мира и развития. Саммит также наметил главные задачи мирового сообщества в области мира, безопасности и разоружения, ликвидации бедности, охраны окружающей среды, обеспечения прав человека и уважения к демократическим ценностям.

Хотел бы также подчеркнуть, что одна из важнейших целей Саммита Тысячелетия состояла в попытке подтолкнуть усилия, направленные на приспособление Организации Объединенных Наций к требованиям сегодняшнего дня. В мире не существует другой международной организации, способной заменить ООН по универсальности и глобальному значению, и это признают даже самые упорные критики. Но, пожалуй, так же не существует другой организации, для которой вопрос о необходимости всеобъемлющей трансформации не стоял бы так остро. Считаю, что Саммит Тысячелетия достиг этой цели. Представители 189 государств — членов ООН согласились с необходимостью далеко идущих реформ, направленных на существенное укрепление возможностей ООН как механизма, способного отвечать на вызовы нового столетия и обеспечивать эффективную координацию международных усилий в условиях углубления процессов глобализации. Украина была хорошо заметна на этом историческом собрании и тем самым создала более благоприятные внешние условия для ускорения внутренних реформ, для повышения стандартов жизни своих граждан.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно