Нам не к спеху?

17 октября, 2008, 15:07 Распечатать Выпуск №39, 17 октября-24 октября

За неделю Совет национальной безопасности и обороны Украины так и не смог утвердить план антикризисных мероприятий.

В повестку дня состоявшегося в понедельник, 13 октября, заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины, на котором присутствовали представители всех ветвей власти, были включены всего два вопроса.

Первый — о срочных мерах по обеспечению конституционных избирательных прав граждан Украины во время проведения внеочередных выборов Верховной Рады Украины.

Второй — меры по усилению финансово-бюджетной дисциплины и минимизации негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику страны.

Однако решение СНБОУ было принято только по первому — в повестке дня и, по-видимому, в списке приоритетов главы государства — вопросу. Касательно проведения внеочередных выборов. А с антикризисными мерами не сложилось. Как заявил по итогам заседания Виктор Ющенко, у него «сложилось впечатление, что правительство, НБУ и банковская система все еще не выработали общей позиции по этому вопросу, хотя именно ее наличие является ключевым для успешности антикризисных мер».

По данным «ЗН», за последнюю неделю состоялось несколько совещаний, в которых принимали участие от экономического блока правительства — министры финансов Виктор Пинзеник и экономики Богдан Данилишин, от На­ционального банка — глава Совета НБУ Петр Порошенко и пер­вый зампред Анатолий Шаповалов, президентского секретариата — первый замглавы Александр Шлапак, аппарата СНБОУ — замсекретаря Андрей Пышный. В ходе консультаций их участники согласовывали окончательный перечень антикризисных мер.

Свои предложения к проекту решения предоставил экспертно-экономический совет, заседание которого во вторник, 14 октября, организовал спикер Верховной Ра­ды Арсений Яценюк. Как сообщила пресс-служба ВР, в состав совета вошли директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бу­раковский, председатель правления АКБ «Укрсоцбанк» Борис Ти­монькин, президент Ассо­циации «ПФТС» Ирина Заря и представи­тели рынка страховых услуг. Также к участию в совещании были приглашены специалисты междуна­родных экономических организаций, МВФ и Всемирного банка.

В то же время премьер-министр Юлия Тимошенко частично дистанцировалась от процесса, заявив во вторник, 14 октября, что на сегодняшний день непосредственно меры по борьбе с последствиями финансового кризиса в Украине принимаются Нацбанком и СНБОУ. «Все, что касается предотвращения последствий мирового финансового кризиса, на 90% касается решений Нацбанка и СНБО. Правительство делает очень локальные вещи, которые нужны сегодня, но больше всего все-таки необходимо, чтобы работал парламент, принимал необходимые законы и корректировал бюджетную политику», — подчеркнула премьер.

На пресс-конференции в четверг заявлялось, что Кабмин в этот день соберется на совещание, где рассмотрит предложения по преодолению финансового кризиса. И они в пятницу будут переданы Совету национальной безопасности и обороны.

В итоге… Запланированное на пятницу, 17 октября, заседание СНБОУ не состоялось. Его перенесли на понедельник. Что заставляет усомниться в том, что вопросы экономической и финансовой стабильности действительно являются приоритетными для лидеров нашего государства, а не используются как удобный способ политического пиара.

В распоряжении «ЗН» оказался проект решения СНБОУ, подготовленный к пятничному заседанию. Учитывая серьезность проблем в экономике, мы публикуем перечень основных, на наш взгляд, предлагаемых мер. Поскольку убеждены: в условиях, подобным нынешним, общественность должна быть хорошо информирована о сути принимаемых решений.

1. Кабинету министров Украины:

— разработать в недельный срок и внедрить комплекс мер, направленных на уменьшение импорта потребительских товаров;

— в недельный срок подготовить комплекс мер по государственной поддержке банков, для которых существует реальная угроза банкротства, предусмотрев, в частности, возможность приобретения государством прав акционера в таких банках;

— разработать в недельный срок и внедрить комплекс предупредительных мер, направленных на защиту банковских учреждений от возможных массовых неплатежей заемщиков, предусмотрев, в частности, применение запрета на выезд за границу заемщиков, имеющих просроченные платежи по кредитам и в отношении которых применяется процедура взыскания залога;

— принять в трехдневный срок необходимые решения для упрощения досудебного урегулирования проблем, связанных с взысканием залога в случае невыполнения заемщиками взятых обязательств;

— согласовать с Национальным банком основные показатели и направления использования средств Единого казначейского счета до конца 2008 года;

— принять в недельный срок решение о запрете приобретения импортных товаров (кроме товаров критического импорта) за счет бюджетных средств, предусмотренных главным распорядителем бюджета;

— временно ввести дополнительные ограничения на импорт в соответствии со статьей 12 ГАТТ 1994 относительно мер по регулированию платежного баланса;

— усилить контроль за полнотой учета наличных средств, полученных предприятиями, особенно торговыми, выполнением лимитов наличных средств в кассах предприятий, внести предложения по введению более жестких лимитов и усилению ответственности за их невыполнение, включая конфискацию средств, которые хранятся свыше определенных лимитов или надлежащим образом не учитываются;

— пересмотреть макроэкономические показатели и показатели проекта Государственного бюджета Украины на 2009 год с целью:

а) достижения его бездефицитности;

б) повышения социальных выплат для социально незащищенных слоев населения — в размерах, обеспечивающих их защиту от инфляции, для других слоев — в размерах, не превышающих прогнозные темпы роста номинального ВВП или производительности труда;

в) увеличения доли инвестиционных расходов с направлением их преимущественно на финансирование инфраструктурных проектов (дорожного строительства и т.п.);

— разработать законопроект о повышении ставок акцизного сбора (транспортные средства, нефтепродукты) с целью направления полученных дополнительных доходов бюджета на финансирование инфраструктурных проектов, в частности строительства дорог, и привлечения средств международных финансовых организаций (МФО) для этих целей;

— провести срочные консультации с МФО о предоставлении поддержки для стабилизации финансовой системы и развития экономики Украины, в первую очередь для реализации инфраструктурных проектов;

— осуществлять государственные внешние заимствования лишь при условии благоприятной ценовой конъюнктуры и разработать в двухнедельный срок комплекс мер, нацеленных на переориентацию на внутренний рынок;

— содействовать безотлагательной отмене моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения;

— вместе с Советом министров АР Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими госадминистрациями обеспечить свободную продажу земли на аукционах под реализацию инвестиционных проектов;

— обеспечить приведение в 2008—2009 годах цен и тарифов на товары и услуги государственных компаний, работающих в сфере естественных монополий, до экономически обоснованного уровня с учетом цен на импортируемый природный газ в 2009 году;

— перейти на оплату первого взноса на приобретение и строительство жилья вместо его безоплатной передачи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, направив соответствующие средства на активизацию системы ипотечного кредитования;

— активизировать деятельность по проведению в Украине международных спортивных состязаний, выставок, научных конференций и симпозиумов, культурных мероприятий с целью привлечения иностранных туристов;

— оперативно отслеживать развитие ситуации в финансовой сфере и экономике зарубежных государств, меры по стабилизации ситуации, применяемые правительствами и центральными банками этих государств, а также анализировать влияние этих событий и мер на финансовую систему и экономику Украины.

2. Рекомендовать Национальному банку Украины;

— обеспечить еженедельные выступления и отчеты в СМИ председателя правления и председателя Совета НБУ для разъяснения текущих событий на финансовом рынке и инструментов, которые используются НБУ для контроля ситуации, а также информирования о состоянии банковской системы;

— ввести действенные меры по упрощению рефинансирования банков и поддержанию их ликвидности;

— привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста номинального ВВП;

— ввести временный мораторий на выплату юридическим и физическим лицам средств по депозитным договорам, срок выполнения обязательств по которым еще не наступил. При условии выплаты процентов по этим договорам;

— ввести временные ограничения относительно размера наличных средств, которые могут быть сняты юридическими и физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности со счетов в банковских учреждениях;

— рассмотреть целесообразность установления временного запрета на досрочное погашение кредитов и других займов, полученных резидентами за рубежом, осуществления инвестиций резидентов Украины в экономику других государств;

— пересмотреть нормативы обязательного резервирования средств по привлеченным банковскими учреждениями средствам, в частности в иностранных валютах;

— рассмотреть целесообразность снижения учетной ставки и ставок по активным операциям НБУ, а также требований к банкам по резервированию по кредитам, имеющим наименьшую степень риска;

— реализовать меры по популяризации среди населения хранения сбережений в банковских металлах и государственных ценных бумагах;

— временно ограничить осуществление банками активных операций объемами, достигнутыми на определенную дату, кроме операций по ценным бумагам, депозитным
сертификатам НБУ и операций на межбанковском рынке;

— разработать механизмы по ограничению верхней границы стоимости ресурсов, привлекаемых банковскими учреждениями на внутреннем рынке.

С целью стабилизации ситуации на валютном рынке Украины:

— внедрить механизмы хеджирования валютных рисков;

— ввести ограничения на установление наличного валютного курса банковскими учреждениями (установление максимального отклонения 5% между курсом покупки и продажи);

— внедрить прозрачный механизм принятия решений по выходу НБУ на валютный рынок с интервенциями;

— перенести строки введения в действие постановления НБУ №153 от 2 июня 2008 года, которое предусматривает возможность прямого участия любого субъекта на валютном рынке Украины;

— установить временные ограничения по продаже наличной иностранной валюты банками, с обязательным усилением финансового мониторинга указанных операций.

3. Кабинету министров и Национальному банку Украины:

— обеспечить наличие в Фонде гарантирования вкладов физических лиц необходимого ресурса, в том числе за счет направления на эти цели суммы превышения объемов запланированных доходов над расходами НБУ в виде кредита;

— провести инвентаризацию внешних долгов государственного сектора экономики в целом (в том числе государственных предприятий), определить объем выплат по ним в 2008—2009 годах;

— предоставить предложения по стимулированию возврата в Украину капитала резидентов, который был ранее вывезен ими за рубеж, в том числе путем гарантирования безопасности этих средств в Украине и проведения для таких средств налоговой амнистии.

4. Национальному банку Украины, Кабинету министров, наблюдательным советам ОАО «Государственный ощадный банк» и ОАО «Государственный экспортно-импортный банк» обеспечить в течение недели принятие необходимых решений для усиления контроля за деятельностью госбанков с целью обеспечения направления кредитных ресурсов госбанков на ипотечное кредитование и под­держку экспорта.

5. Генеральной прокуратуре и Службе безопасности Украины принять меры реагирования по установлению и привлечению к ответственности лиц, которые путем противоправных действий пытаются дестабилизировать деятельность банковских учреждений.

6. Национальному банку Украины, Совету Национального банка, аппарату СНБОУ создать при участии руководителей крупнейших банковских учреждений постоянно действующую рабочую группу по анализу ситуации на финансовых рынках. Созданной рабочей группе обеспечить информирование президента о состоянии кредитно-денежного и валютного рынка дважды в неделю.

Р.S. В пятницу в «ЗН» поступила информация о том, что президента не удовлетворил предложенный комплекс антикризисных мер, и это стало одной из причин переноса заседания СНБОУ. Глава государства посчитал меры недостаточными и не вполне эффективными, так что в течение выходных задействованные в процессе структуры будут заниматься доработкой документа.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно