Минфин пытается обязать медучреждения держать средства на казначейских счетах

Уже во второй раз Минфин пытается провести разработанное им постановление Кабмина, которое обяжет все медучреждения, получающие финансирование от НСЗУ, держать эти средства не в государственных банках, а на казначейских счетах. Введя контроль над медучреждениями, в результате медреформы получившими пусть бедную и относительную, но независимость, Минфин, по мнению экспертов, наполнит казначейства и попытается прикрыть «дыру» в госбюджете-2021. Главврачи же медучреждений в соцсетях в один голос кричат, что «принятие этого постановления во время борьбы с пандемией COVID-19 приведет к полному провалу системы здравоохранения с очень печальными последствиями». Ведь сейчас платеж больница может отправить одним нажатием клавиши, что облегчает работу с поставщиками. В системе же казначейства деньги «ходят» по несколько дней.
«Если это случится, это приведет к коллапсу системы, -- пишет в соцсетях главврач из Тернополя Оксана Луцкая. – Особенно в нынешнее время, когда нужно принимать быстрые решения. Не будет поставщик в условиях дефицита ждать, пока ты через неделю заплатишь. А нет пробирок для ПЦР – нет ПЦР. Кто виноват? Невестка».
«Схематоз? Одним росчерком пера мы, как КНП, начинаем работать в Бюджетном кодексе. Один вопрос – зачем тогда нужна была автономизация?», -- спрашивает главврач из Одессы Сергей Горищак.
«Удивляет, что Минфин озаботился только медицинскими учреждениями. Есть же и строительные коммунальные предприятия, -- комментирует экс-гендиректор директората медицинских услуг Минздрава Оксана Сухорукова. – Это грубое вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий (20% из них, к слову, -- частные), которым навязывается обслуживание в финансовом учреждении казначейства, не являющимся клиентоориентированным и к тому же собирающем квалификационные электронные подписи, которое самое же выдает, причем за немалые деньги. И это при том, что 85% счетов медучреждений открыты в трех государственных банках.
Сейчас больница может отправить платеж нажатием кнопки на телефоне. В казначейской системе деньги «ходят» три дня. Мало того, что в условиях пандемии медучреждениям создают искусственные сложности с элементарным хождением платежей, так это еще и является нарушением Хозяйственного кодекса и вмешательством в работу учреждения.
На мой взгляд, цели две: пополнить оборотные средства казначейства и показать людям, что деньги на остатках в казначействе есть. Хотя деньги эти – не бюджетные. Далее, понимая, что в бюджете – дыра, мы можем спрогнозировать развитие событий. Например, так как казначейство – это даже не государственный банк, а система государственных денег, то возможен вариант, когда бюджетникам нечем будет платить, то медучреждениям скажут, что все выплаты, кроме защищенных статей (а это – зарплата), заблокированы. И тогда получится, что снова пострадают пациенты, которым скажут: лекарств нет, ничего нет, смогли выплатить только зарплаты. Советник главы счетной палаты Виктор Мазярчук утверждает, что такой риск минимален, и тем самым подтверждает, что он существует. Может быть другая история, говорит он, что казначейство не пропустит документы, если они некорректные или платежка не отвечают нормам бюджетного кодекса. Но они и не должны отвечать этим нормам, поскольку для КНП эти средства не являются бюджетными.
Минздрав работает в рамках бюджетного кодекса. И если ему, к примеру, нужно купить услугу на заправку принтера, а статьи на это у него нет, то это – целая процедура. Надо или вносить изменения в Закон о Госбюджете, или достаточно только поменять паспорт бюджетной программы, или же нужно сделать распоряжение Кабмина, чтобы с одной программы перекинуть средства на другую. Но самостоятельно Минздрав это сделать не может.
Если статья на заправку принтера есть, то Минздрав может провести конкурс по сокращенной процедуре, и заплатить деньги, которые на это предназначены, компании с наилучшим результатом. Это – плата за услугу. Имеет ли при этом Минздрав право требовать у этой компании отчет о начислении зарплат сотрудникам, их размерах и т.д.?
В данном случае НСЗУ точно так же платит медучреждениям за услугу, но по цене, которую определяет Минздрав. То есть КНП – это обычное предприятие, собственником которого является территориальная громада. Во всем остальном – это обычное предприятие, которое ведет хозяйственную деятельность. Оно не действует в рамках бюджетного кодекса. И если этого не понимает советник главы казначейства, то именно такие указания и будут даваться – проверять, отвечает ли бюджетному кодексу тот или иной платеж медучреждения. То есть мы уже сейчас видим, что казначейство готово проверять платежи. И это очень опасная ситуация. Потому что это противоречит Хозяйственному кодексу, которым в своей работе руководствуются КНП. Кроме того, согласно инструкции Нацбанка, КНП имеют право открывать счета в любых банках на свой выбор. Подобное постановление – это посягательство на независимость медучреждений. Это первая ситуация.
А вторая – непонятно что произойдет с аптеками. У юристов уже есть разночтения. Одни говорят, что аптеки в это постановление входят, другие – что нет. То есть трактовать можно по-разному. И если аптеки все-таки входят, то программа «Доступні ліки» закрывается. 80% аптек – частные. И программа им нужна только, чтобы пополнить оборотные средства свои, а не казначейства.
Это постановление Минфин продвигает уже месяц. Вопрос в том, вступится ли Минздрав за пациента и за систему здравоохранения».
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
