Советник Министра финансов Юрий Джигир призывает громады отнестись с пониманием к текущим бюджетным процесам, т.к. ведомство уже инициирует реформы в системе межбюджетных отношений. Об этом он пишет в своей колонке на ZN.UA.
"С точки зрения пакетных, цивилизованных и партнерских переговоров, бюджет 2016 – это бюджет объективного стресса для государственного бюджета и объективных возможностей – для местного самоуправления. О каких бы чудесах внезапного повышения эффективности не шла речь, доходы от общенациональных налогов (которые питают центральный бюджет) в результате налоговой реформы сократятся. При этом, перед центральным правительством встанет задача увеличения поддержки системы пенсионного и социального страхования из-за понижения ЕСВ. Кроме того, именно на центральном бюджете сегодня лежат те растущие расходы, от которых зависит выживание всей страны – оборона, обслуживание долга. На этом фоне, местные бюджеты сегодня владеют ресурсной базой, которая была значительно увеличена в прошлом году, – отмечает советник министра. – Да, это увеличение произошло за счет введения местных налогов, которые должны полностью оставаться в громаде на дополнительные местные проекты. Также правда, что не все бюджеты ощутили это улучшение в полной мере".
Однако советник министра финансов Юрий Джигир убежден, что уже делается очень многое, чтобы эти новые возможности были реализованы максимально, а база местных налогов на 2016 год была дополнительно расширена.
По его словам, торг за дополнительный ресурс из госбюджета – это часть пост-советской феодальной системы, где интересы местной власти всегда были узко ограничены, а методы увеличения бюджета сводились к политическим интригам и личной удаче. Европейская модель межбюджетных отношений описывает принципиально другую философию, все еще новую для Украины. Главный принцип которой – это партнерство.
Советник Минфина убежден, что объективная реальность межбюджетных отношений сегодня – это резкое уменьшение возможностей центрального бюджета финансировать что-либо.
"Какими могут быть варианты выхода из этой ситуации в партнерском диалоге между уровнями власти? Бюджетный пакет предлагает решение: уже сегодня мы начинаем секторные реформы, которые помогут нам изменить принцип финансирования образования и медицины. Правительство будет постепенно разрабатывать более прозрачный подход, при котором будет четко определен гарантированный минимум услуг, подлежащий компенсации из центрального бюджета, а местная власть получит большую гибкость в пределах этих средств для оптимизации расходов и повышения их эффективности. Но на следующий год финансирование части делегированных функций на уровне прошлых лет невозможно без дополнительного участия местных бюджетов", - резюмирует советник главы Минфина.
Читайте полный текст статьи Юрия Джигиря "Фискальная децентрализация по-европейски – как выстроить диалог между центральной и местной властью?" на сайте ZN.UA.