По оценкам Минэнерго, России необходимо переориентировать с европейского на другие рынки 108 млн тонн нефти годового объема экспорта. Как пишет Михаил Гончар, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» в материале «Зачем Минэнерго России (ДЭЗ) информирует Кремль», это суммарный объем отгрузки нефти из портов Балтики и Черного моря, а также поставки по Дружбе.
Автор отмечает: «Переориентация, конечно, на АТР, в дружественные страны Азии. Однако указывается на серьезные проблемы – нехватку западных технологий, оборудование и отсутствие критически необходимых аналогов российского производства. Да и с необходимым танкерным флотом для поставки нефти из европейских терминалов России в АТР тоже проблема. И с портовой инфраструктурой тоже проблемы. В результате западных санкций инвестиции в объеме 12-17 трлн. рублей (примерно 200-280 млрд. долл. США) резонно определяются как попадающие под угрозу».
Минэнерго РФ при этом предлагает утвердить план развития трубопроводной инфраструктуры для переориентации поставок на дружеские рынки.
«Снова фигурирует импортозамещение в части нефтяного машиностроения и строительство собственного танкерного флота. Интересно, что в одном месте потребность в дополнительном количестве нефтеналивных судов оценивается в 70 единиц, а в другом – в 200, в третьем – еще больше. Ставка делается на строительство танкеров на собственных судостроительных мощностях. В то же время в отрасли хорошо известно, что на самом деле это не по силам РФ и поэтому большой заказ уже сделан южно-корейской Samsung Heavy Industries », - добавляет эксперт.
Отмечается, что Минэнерго делает ставку на «Восток Ойл», который предусматривает разработку нефтяных месторождений в арктической зоне Красноярского края, строительство нефтепорта «Бухта «Север» на полуострове Таймыр с полной проектной мощностью 100 млн. тонн перевалки нефти в год с построением 7 нефтепроводной системы в этот порт из Ванкорского кластера (15 месторождений). Отмечается, что при этом в 2030 -м удастся переориентировать нефтяной экспорт с Запада на Восток, минус 108 млн. тонн. из недружественных стран, плюс 98 млн. тонн – в дружественные.
«Вот только возникает вопрос, что это не выглядит переориентацией существующего нефтяного экспорта, ведь на Восток пойдет новая нефть из новых арктических месторождений. Очевидно, что обводненные и истощенные месторождения Южного Урала, Поволжья, Западной Сибири, из которых нефть идет на экспорт через балтийские и черноморские порты, будут заброшены как малоперспективные со всеми вытекающими последствиями для экологии Татарстана, Башкортостана, юга Тюмени», - утверждает Гончар.
Он также упомянул о санкциях, не позволяющих выполнить закупку необходимого западного оборудования .
«Упомянутая выше Samsung Heavy Industries уже сообщает о переносе сроков постройки танкеров по заказу «Роснефти». Показательной в этом контексте выглядит то, что другая южнокорейская компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering уже расторгла контракт на строительство СПГ-танкеров для газового арктического проекта «Новатеку» – «Арктик СПГ-2». Не исключено, что подобное ожидает и "Роснефть", - добавил автор.
С другими материалами Михаила Гончара, президента Центра глобалистики «Стратегия ХХІ», можно ознакомиться по ссылке.