Министерство энергетики обратилось к НКРЭКУ с предложением вынести на широкое обсуждение RAB-регулирование на распределение электроэнергии по европейской методологии по наработке Экспертным советом Министерства, сообщает LB.UA со ссылкой на блог Сергея Чеха, члена Экспертного совета Министерства энергетики.
Сергей Чех отметил, что Экспертный совет при Министерстве энергетики Украины на своем заседании 21 июля пришел к выводу о том, что Украина нуждается в введении RAB-регулирования для операторов системы распределения электроэнергии по европейскому образцу, что предусматривает единую базу активов и ставку доходности на уровне средневзвешенной стоимости капитала (WACC). RAB-модель, основанная на практике европейских стран, должна определять норму доходности на уровне WACC с пересчетом раз в год, или перед началом регуляторного периода.
"Энергетические эксперты, участники рынка и потенциальные инвесторы убеждены, что положительными последствиями обновления инфраструктуры электросетей от внедрения модели RAB-регулирование по европейскому образцу станет существенное улучшение уровня качества, надежности и бесперебойности электроснабжения для всех потребителей; облегчение присоединения к сетям, рост инвестиционной привлекательности страны; удешевление услуг по распределению электроэнергии благодаря существенному снижению потерь в сетях", - подчеркнул Сергей Чех.
Эксперт пишет, что эти выводы были направлены Министерством энергетики в НКРЭКУ с предложением вынести на широкое обсуждение с привлечением всех заинтересованных стейкхолдеров и участников рынка внедрения именно европейской модели стимулирующего тарифа.
В то же время Сергей Чех подчеркивает, что проект модели перехода на стимулирующее регулирование, предложенный НКРЭКУ отличается от европейской практики и не создает инвестиционную привлекательность электроэнергетики. Регулятор предлагает разделить базы активов облэнерго и начислять на них разные ставки возврата инвестиций: низкую на "старую" базу и несколько выше на "новую". Также предлагается возврат инвестированных средств на третий год после вложения.
"Искусственное разделение активов облэнерго на" старые "и" новые "активы закладывает в такую модель огромные коррупционные риски, ведь регулятор будет в ручном режиме по собственному усмотрению регулировать тариф. Такой подход совершенно непонятный для инвесторов, которые являются основным источником средств для модернизации электросетей" , - подчеркнул энергетический эксперт.
Сергей Чех убежден, что НКРЭКУ вместо того, чтобы внедрить лучшие европейские практики, которые доказали свою эффективность, в который раз пытается экспериментировать со ставками и условиями RAB. По его мнению, споры вокруг RAB-тарифов тормозят как приватизацию государственных облэнерго, так и приход на рынок иностранного капитала, поскольку сейчас облэнерго не является привлекательным для инвесторов, особенно для международных.
"Модернизации электрических сетей уже много лет ждут украинская электроэнергетика и потребители всех категорий. Сейчас как раз наступил решающий момент, когда регулятор будет выбирать, какую именно модель РАБ-регулирования взять за основу: собственную устаревшую и неэффективную, или европейскую прогрессивную", - отметил Чех.
Напомним, ранее Центр Экономического Восстановление сообщил, что переход на стимулирующее регулирование по европейской методологии позволит приватизировать государственные активы облэнерго за 10-14 млрд грн. Приватизация с действующим тарифом принесет лишь 2-3 млрд грн.