Разработанный Министерством энергетики и угольной промышленности законопроект "О проведении эксперимента в сфере теплоснабжения на базе дочерней компании "Газ Украины" не решит проблему бюджетной дыры, образовавшейся из-за заниженных тарифов на тепло для населения.
Об этом в статье для ZN.UA пишет заместитель директора Института глобальных стратегий управления Национального университета "Острожская Академия", магистр государственной службы Сергей Пинчук.
Эксперт напомнил, что данным законопроектом предлагается создать мегаструктуру - единственного поставщика тепловой энергии, который поставляет природный газ предприятиям теплоэнергетики и обеспечивает тепловой энергией, произведенной из природного газа, все категории потребителей. Этим субъектом хозяйствования станет ДК "Газ Украины".
Согласно законопроекту, призванному "стабилизировать финансовое положение предприятий теплоэнергетики", ДК "Газ Украины" должен:
- Получать от НАК "Нафтогаз Украины" определенный на основе договоров объем газа;
- Поставлять полученный газ исключительно для теплогенерирующих организаций по "экономически обоснованным" ценам, которые устанавливает национальная комиссия - регулятор в сфере энергетики (НКРЭ);
- Покупать у теплогенерирующих предприятий весь объем произведенной тепловой энергии, которую передает теплоснабжающим предприятиям на основании типового договора, утвержденного национальной комиссией - регулятором в сфере коммунальных услуг. Стоимость переданной тепловой энергии в расчете на 1 Гкал соответствует уровню тарифа, установленного НКРЭ.
В теории разработчиков закона схема выглядит следующим образом: потребитель платит средства за полученное тепло непосредственно ДК "Газ Украины" на специальные счета, откуда они, без задержек и изъятий, перечисляются теплоснабжающим, теплотранспортирующим и теплогенерирующим организациям.
При этом, по данным Минрегионстроя, по состоянию на 1 августа текущего года тарифы на тепло для населения в большинстве регионов покрывают только 60–75% от их фактической себестоимости.
Учитывая разницу между реальной стоимостью тепловой энергии и установленными тарифами, согласно которым и осуществляют оплату потребители, "Газ Украины" получает небольшие остатки средств (в лучшем случае) или же не получает ничего. То есть, все убытки отрасли ложатся на единственную определенную структуру, подчеркнул эксперт.
"Возникает вопрос: откуда "Газ Украины" возьмет средства на приобретение очередной "порции" газа? Законопроект предусматривает, что разницу в тарифах единственному поставщику тепловой энергии должны возместить из государственного бюджета. Проблема бюджетной дыры, которую нечем латать, остается нерешенной. Хотя законопроектом предусмотрено, что НАК "Нафтогаз Украины" обязана обеспечить свою дочернюю компанию "Газ Украины" необходимыми объемами природного газа. Следовательно, бюджетная дыра перемещается в бюджет "Нафтогаза", который и так находится в чрезвычайно сложном финансовом положении. Но таким образом нагрузки с госбюджета сняты, а дальнейшая судьба "Нафтогаза" - это тема отдельного исследования", - пишет Сергей Пинчук.
Подробности читайте в свежем номере "Зеркала недели. Украина" в статье Сергея Пинчука "Фокус с газом и теплом". !zn
Читайте также:
"Нафтогазу" разрешили перекрывать газ теплокоммунэнерго, если они не погасят долги
На компенсацию тарифов на газ "Нафтогазу" в 2013-м выделят 21,5 млрд грн
Проблему долгов водоканалов за электроэнергию без повышения тарифов на воду не решить, - эксперт